Как следует из пояснительной записки, законопроект направлен на систематизацию требований, определяет правовые и организационные основы их установления и применения.
Как известно, главным недостатком действующего закона, который принят в далеком 1999 году, является формальный, закрытый характер норм, наличие значительных пробелов и недосказанностей. Зато открыт путь к полной свободе правотворчества при составлении подзаконных актов: СанПиНов, санитарных правил, постановлений главврача и пр. Например, незаметно в практику вошла методология риска здоровью человека, хотя в законе имеется лишь упоминание, что в функции главных санитарных врачей входит утверждение методик расчета и оценки риска.
Для чего требуется оценка риска здоровью, закон не разъясняет, однако с недавних пор она необходима для подготовки обоснований размера санитарно-защитной зоны при квотировании выбросов в 12 самых загрязненных городах России. Причем авторам этого вероятностного механизма невдомек, что его применение вместе с детерминированными методами весьма абсурдно. Надо действовать только полностью — с помощью либо одного, либо другого механизма. А сейчас создан просто дополнительный барьер и новая позиция на рынке услуг, предлагаемых госучреждениями здоровья.
И вот теперь (вместо того чтобы навести порядок в методологии риска здоровью человека, законодательно раскрыть ее характер, способы и случаи применения) просто вводится понятие: «Риск для здоровья человека — вероятность причинения вреда здоровью человека факторами среды обитания с учетом тяжести этого вреда».
Удивительно, что на протяжении десятилетий Россия жила без установленных понятий санитарно-эпидемиологическая экспертиза, обследование, исследование, испытание, оценка. При этом все эти отнюдь не слабые инструменты регулирования широко применялись (и применяются) на практике, а теперь будут осмечены в разработанном законопроекте. Так, предлагается распространить получение санитарно-эпидемиологического заключения на проектную документацию. Это означает: все проектные решения и действия станут более затратными, потребуют больше времени на оформление и получение разрешительных документов.
Еще более удивительные вещи связаны с такими повсеместными ограничениями, как санитарно-защитная зона, зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Только теперь, по прошествии многих лет, предлагается наконец законодательно определить, что же представляют из себя такие зоны, хотя требования к их установлению применяются очень давно.
Скачать