Минэкономразвития России представило неожиданный взгляд на проблему составления актов "заочных" контрольных (надзорных) мероприятий – тех, что проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом:
- выездного обследования (тайная выездная лайт-проверка),
- и мониторинга безопасности, иначе – наблюдения за соблюдением обязательных требований (это проверка и анализ документов и иных данных о деятельности контролируемого лица, к которым имеет доступ инспектор, в том числе из сети Интернет).
Напомним, что ч. 2 ст. 88 нового Закона о госконтроле абсолютно определенно требует от надзорного органа направить акт такого мероприятия тому лицу, деятельность которого только что была проверена, потому что у того, разумеется, есть законное право знакомиться с результатами проверки, тем более что по ее итогам можно получить предписание, административный штраф или, по меньшей мере, предостережение.
А раз этот акт направляется контролируемому лицу, то – исходя из здравого смысла – он должен быть составлен. Правда, среди типовых форм документов, составляемых во время проверок, нет ни акта выездного обследования, ни акта мониторинга безопасности. А следовательно, форму такого акта надзорный орган должен утвердить сам.
Однако позиция Минэкономразвития, кажется, позволяет надзорным органам пренебречь составлением этих актов:
- по мнению ведомства (которое, кстати сказать, имеет уникальное право давать разъяснения Закону о госконтроле), с учетом системного толкования ст. 87 и ст. 88 упомянутого Закона составление акта по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом не требуется;
- и при этом – даже без акта КНМ – надзорный орган вправе принимать решения, предусмотренные ч. 3 ст. 74 и ч. 7 ст. 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (штрафы, предписания, и даже проведение контрольных закупок).
При этом указанное разъяснение (Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 ноября 2021 г. № ОГ-Д24-8165), по мнению ведомства, "не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства".