ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2022 года (за исключением некоторых положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу).
Основные нововведения данного закона:
1. Плата за НВОС и другие «экологические платежи», будут направлены на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, иных мероприятий по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Планы организации указанных мероприятий должны быть разработаны каждым субъектом РФ.
Порядок разработки и согласования плана мероприятий, а также состав такого плана и требования к его содержанию предстоит установить Правительству РФ.
2. ЮЛ и ИП должны разработать план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды и утвердить его при наличии заключения государственной экологической экспертизы данного плана, а также заключения об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом.
3. Теперь при выводе из эксплуатации отдельного производственного объекта должны быть реализованы мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации данного объекта, в соответствии с утвержденным планом мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды.
4. Потенциальному покупателю опасного производственного объекта необходимо предоставить в федеральный орган исполнительный власти документы, подтверждающие его финансовую обеспеченность.
Такими документами могут являться:
- независимая гарантия уплаты денежных сумм;
- поручительство по обязательствам об уплате денежных сумм;
- документ, подтверждающий создание резервного фонда денежных средств в необходимом объеме.
5. Если собственники отдельных производственных объектов, угольных шахт не предоставят в соответствующие сроки документы, перечисленные выше, то они будут обязаны заплатить компенсационный платеж, размер которого определяется исходя из степени загрязнения окружающей среды.
При этом, размер платежа не может превышать сумму расчетных затрат на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды.
Методика расчёта компенсационного платежа должна быть утверждена Правительством РФ.
6. В случае неуплаты данного платежа, АО не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям, а в случае, если такое решение принято, не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям до уплаты компенсационного платежа.
Уплата компенсационного платежа не освобождает от компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате аварии на отдельных производственных объектах.