Всемирный фонд дикой природы (WWF) России оценит экологические риски двух промышленных проектов в Арктике - морская транспортировка сниженного природного газа и конденсата со строящегося завода "Ямал СПГ" и нефти с Новопортовского месторождения "Газпром нефти". Об этом ТАСС сообщил руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексей Книжников.
"Сейчас у нас в проработке проекты, которые активно развиваются в Ямало-Ненецком автономном округе. Первый проект "Ямал СПГ" по сжижению транспортировки природного газа, а также газового конденсата. Конденсат - взрывоопасное высокотоксичное вещество, которое в случае разлива в холодных арктических условиях может быть даже более проблемным, чем нефть. Второй проект - это транспортировка углеводородов от Новопортовского месторождения "Газпром нефти", - сказал он.
Планируется оценить риски от возможных аварий с точки зрения воздействий на морских млекопитающих и рыб в Обской губе. "Нужно понять - достаточно ли у компаний возможностей для устранения последствий такого происшествия", - сказал Книжников. Предполагается провести и моделирование их возможных последствий.
"Это такое очень сложное и важное направление, но, к сожалению, в нашей стране эта система не очень налажена.", - пояснил собеседник агентства. По такой схеме фонд уже работал с ледостойкой платформой "Приразломная". "Кое-что удалось сделать - оператор этой компании "Газпром нефть шельф" и рядом находящийся терминал "Лукойла" договорились о взаимодействии в случае разлива. Это шаг вперед", - рассказал он.
Для освоения Арктики нужны знания
В целом же, по мнению Книжникова, пока слишком много вопросов по возможной безопасной добыче нефти в Арктике. Так, остается проблемой в принципе отсутствие опыта ликвидации разлива нефти в ледовых условиях.
"То, к чему мы активно подталкивали и наши государственные структуры, и компании - провести такие практические учения. В конце марта, по нашим сведениям, такие практические учения по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях пройдут на "Приразломной" в Печорском море, до этого они проводились летом. Правда, март - это уже не самые сложные условия. Лед, конечно, есть, но это не Полярная ночь, когда видимость отсутствует", - отметил он.
Помимо этого, освоение Арктики по-прежнему требует предварительного, более детального изучения существующих здесь экосистем.
"Мы все очень мало знаем об арктических экосистемах, о видах, которые там обитают, их ключевых местообитаниях, путях миграции. У нас есть пока лишь разрозненные знания", - сказал Книжников.
Однако, добавил он, в этом направлении все же есть подвижки. "Сейчас мы активно занимается одним из фланговых видов для нас - атлантический морж, который обитает в зоне платформы "Приразломная". Мы за несколько лет смогли хоть что-то узнать: где у них лежбище, где они размножаются, куда мигрируют. Были проведены уникальные исследования, кстати, частично они были профинансированы нефтяниками", - уточнил собеседник агентства.
По его словам, сегодня удалось добиться того, чтобы одним из индикаторов экологический ответственности компаний было сохранение и увеличение численности видов, которые обитают в зоне их действия.
"Получалось так: мы приходим в регион и не знаем, какие виды там можем встретить. Основная задача безопасного освоения территорий - знать фоновое состояние экосистем, чтобы можно было оценить воздействие и наметить меры по его снижению или компенсации", - добавил он.