В комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды не поддержали запрет на захоронение отходов в Арктической зоне. В том числе, документ касается предприятий ТЭК, так как на данной территории планируется активное освоение запасов углеводородного сырья. По мнению авторов документа – депутатов Владимира Сысоева и Кирилла Черкасова, введение запрета остановит рост объемов имеющихся отходов Арктической территории, где уже присутствуют негативные последствия первой волны освоения Крайнего Севера: брошенная техника, скважины, оборудование. Однако 15 января 2017 год правительством было предложено отклонить данный законопроект. Почему нормативный акт не нашел понимания в государственном органе, Агентству нефтегазовой информации прокомментировала председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева.
- В Арктике остро стоит проблема отходов, потому что за предыдущие десятилетия их уже накопилось огромное количество. Природа Арктики особая, она не способна переработать даже небольшие объемы мусора. Сейчас по различным оценкам на данной территории скопилось до 4 млн. тонн промышленного и строительного мусора, до 12 млн железных бочек из-под ГСМ. Все это надо вывозить, расчищать. И надо думать, как не складировать новые мусорные свалки. Ежегодно интерес к экономическому освоению Арктики возрастает, значит, и отходы здесь будут образовываться. В эту сессию наш комитет рассматривал законопроект, предусматривающий запрет на захоронение отходов в Арктике. Мы изучили мнение Генеральной прокуратуры РФ, которая держит вопросы соблюдения природоохранного законодательства в Арктической зоне под особым контролем. Привлекли ученых-экспертов. В наших заседаниях участвовал легендарный исследователь Арктики, депутат Артур Николаевич Чилингаров. По итогам всех обсуждений и анализа действующего нормативно-правового поля мы пришли к выводу, что комитет не будет поддерживать этот законопроект. Проблема захоронения отходов в Арктике стоит чрезвычайно остро, ее надо решать, но этого нельзя сделать простым запретом.
Запрет сам по себе не решает проблему. Если мы не создадим инфраструктуру обращения с отходами (их вывоза, переработки, утилизации, захоронения), а просто введем запрет, то в результате может просто увеличиться число несанкционированных свалок.
Сейчас установлен запрет на размещение отходов на полигонах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Для включения в реестр надо соблюсти все предусмотренные законодательством требования. Фактически, используя эту норму, уже можно регулировать порядок захоронения отходов в Арктике. По сути, закон «Об отходах производства и потребления» уже предусматривает, что отходы не должны складироваться где попало и как попало, тем более в экологически уязвимых зонах.
Но проблема в том, что положения законодательства не всегда выполняются. Иногда сознательно, и по таким фактам необходимо вести расследования, выявлять и наказывать виновных, то есть осуществлять прокурорский и природоохранный надзор. Но чаще всего нарушения вызваны не просто нежеланием предприятий и организаций исполнять закон, а невозможностью поступать по-другому.
Что на самом деле происходит в регионах, мы хорошо знаем. Если запрещают вывозить отходы на пригородную свалку, но не предлагают ничего взамен, то они все равно по разным «серым» схемам туда попадают или же свозятся в ближайший овраг и мы получаем новые несанкционированные свалки. В этом смысле Арктика ничем не отличается от любого другого региона России. Разница, наверное, только в том, что здесь эта экологическая проблема ощущается слишком остро, а значит необходимо быстрее принимать меры. На наш взгляд, такая первоочередная мера – развивать инфраструктуру.
Еще один фактор, который мы имели в виду, когда формировали свою позицию: может значительно – до тысячи километров – увеличиться транспортное плечо для вывоза отходов из Арктики в места захоронения. В зоне риска оказываются 2,5 млн, для которых в могут в разы увеличиться тарифы. Инициатива депутатов Сысоева и Черкасова не нашла поддержки в комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды.
В настоящее время законопроект находится в статусе «на рассмотрении» в Государственной думе. Однако за последние девять заседаний поправки рассмотрены не были. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» направлен в Государственную думу в июле 2016 года.