В России все решают нормативные акты и они могут развернуть закон в любую сторону
Проблема ратификации Парижского соглашения со всей остротой встает перед депутатами Госдумы. Понятно, что в ее составе имеются лоббисты как «зеленой энергетики», так и традиционного подхода. Именно все имеющиеся тенденции и постарался учесть «круглый стол» Госдумы, на котором сегодня обсуждалась проблема экологизации работы ТЭКа.
Участники «круглого стола» на тему «Влияние на развитие ТЭК, риски и возможности в связи с вступлением в силу положений Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», проведенного комитетом Государственной Думы по энергетике 17 июля 2017 года пришли к далеко неоднозначному выводу, мол, экологизация ТЭКа необходима, однако при этом важно не навредить его устойчивому развитию. Отсюда и сделан вывод о необходимости серьезной работы над нормативным обеспечением.
Открывая мероприятие, председатель комитета Павел Завальный заявил, что сегодня создание экологически ориентированных моделей развития экономики стало предметом особого внимания большинства развитых стран.
Россия, добровольно присоединившись к Парижскому соглашению по климату, взяла на себя определенные обязательства, связанные со снижением антропогенного воздействия на окружающую среду. Для предприятий ТЭК это означает необходимость ускоренной разработки и внедрения научно-технических инноваций, в том числе в сфере экологической безопасности, реализации программ энергосбережения, использования ресурсосберегающих, мало- и безотходных технологий. «Россия не является самым большим загрязнителем окружающей среды в мире, наш энергетический баланс, построенный на низкоуглеродной энергетике (52% занимает газ, атомная и гидроэнергетика имеет долю около 40% в выработке электроэнергии), обладает большими экологическими преимуществами, при этом российскому ТЭК нужно сделать очень многое в плане экологизации своей деятельности», заявил Завальный.
С утверждением Государственной Стратегии России в области экологической безопасности в стране ведется значительное преобразование экологической политики, цель которого – снижение негативного воздействия на окружающую среду. Об этом рассказала заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Виктория Венчикова. Один из важнейших этапов – принятие и вступление в силу в 2015 г. закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон направлен на дальнейшее формирование экологического законодательства в Российской Федерации. Он существенно дополняет базовый закон «Об охране окружающей среды», в частности, вводит новые для российского экологического законодательства эколого-правовые инструменты, такие как «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду», «комплексное экологическое разрешение», «технологические нормативы», «технологические показатели», «передвижной источник загрязнения окружающей среды» и иные. Кроме того, законом детально урегулированы отношения по плате за негативное воздействие на окружающую среду; введена необходимость проведения государственной экологической экспертизы для получения комплексного экологического разрешения; предусмотрена дифференциация хозяйствующих субъектов на IV категории по степени их воздействия на окружающую среду и установление системы нормирования по степени негативного воздействия на окружающую природную среду. Предприятия ТЭК отнесены к объектам I категории как объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду.
При этом большинство участников круглого стола отмечают сложности, возникающие в ходе реализации норм № 219-ФЗ. Основная проблема заключаются в том, что многие его положения носят рамочный характер, что предполагает разработку значительного количества новых и корректировку действующих нормативно-правовых актов (НПА). Процесс этот идет крайне медленно. Так, для начала реализации очередной части норм закона с 1 января 2018 года необходимо принятие порядка двух десятков НПА, но на данный момент их нет. Не приняты и акты, нужные для реализации ранее вступивших в действие норм. Это приводит к существенным затруднениям в реализации процедур, предусмотренных законом.
Председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева в своем выступлении остановилась на нормах, которые должны вступить в действие через несколько месяцев. По ее мнению, «с 1 января 2018 года закон вступить не может объективно». Как сообщила Ольга Тимофеева, в документ нужно «вносить изменения и донастраивать закон», но от контролирующих министерств и ведомств не поступают предложения. «В Год экологии интересы жителей страны ущемляться не будут», - подчеркнула председатель комитета по экологии и охране окружающей среды, говоря о готовности своего комитета «отрабатывать» предложения бизнес-сообщества и министерств.
Одно из ключевых положений закона – внедрение в различных отраслях промышленности, в том числе, топливно-энергетическом комплексе, наилучших доступных технологий (НДТ) с целью минимизации негативного воздействия на окружающую среду от их деятельности. Установленный законом механизм внедрения НДТ предусматривает как меры экономического стимулирования, так и меры административно-правового характера.
Однако многие участники круглого стола, представляющие отрасль и экспертное сообщество, обратили внимание депутатов на несовершенство механизмов, заложенных в закон об НДТ. В качестве примера обсуждалось введение контроля и учета негативного воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. Согласно закону, все предприятия со значительным негативным воздействием на окружающую среду в обязательном порядке «должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета массы загрязняющих веществ в выбросах, а также техническими средствами фиксации и передачи информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга».
Требование оснащения предприятиями системами автоматического непрерывного контроля и учета вредных выбросов вступает в силу с 1 января 2018 года, однако работы по составлению веществ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного процесса для видов деятельности, отнесенных к областям применения НДТ, пока только ведутся. Также не установлены перечень источников, подлежащих оборудованию средствами измерений, требования к средствам измерений, требования к форматам обмена данными с государственным фондом данных экологического мониторинга, а непосредственно сам государственный фонд данных экологического мониторинга в настоящее время не создан.
В этой ситуации, по мнению представителей отраслевого сообщества, предусмотренные законом механизмы и сроки внедрения НДТ могут привести к избыточной финансовой нагрузке на компании и установлению необоснованных и невыполнимых требований к предприятиям ТЭК, а вот достижению целей экологизации ТЭК способствовать не будут. Участники отрасли обращают внимание на то, что одновременно с введением норм НДТ перед ними стоит задача импортозамещения с учетом возможностей отечественных производителей энергооборудования, часто не обладающих данными технологиями. Поддерживая цель минимизации негативного воздействия на окружающую среду от деятельности ТЭК и технического перевооружения отрасли, ее представители говорят о необходимости создания условий экономической заинтересованности предприятий в проведении природоохранной деятельности.
В ходе двухчасовой дискуссии участники «круглого стола» пришли к выводу, что новые требования природоохранного законодательства могут оказать существенное воздействие на экономические показатели компаний ТЭК, на фоне периода низких мировых цен на углеводороды, роста глобальной конкуренции, ухудшения структуры запасов, повышения себестоимости производства энергоресурсов, и высокого уровня налоговой нагрузки на сектор.
Целью законодательного регулирования в сфере охраны окружающей среды должно быть не усложнение отношений между государством и природопользователем и не мгновенное прекращение загрязнения окружающей среды любой ценой. Ключом к решению накопленных системных проблем должен стать разумный, взаимоприемлемый и обоснованный компромисс государства и бизнес- сообщества в сочетании с четкой и выполнимой системой нормирования, состоящей из равноправных составляющих – нормативного ограничения и экономического стимулирования.
В природоохранной практике многих зарубежных государств хозяйственная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, регулируется с помощью природоохранного нормирования, основанного на показателях НДТ и выдачи разрешений. В настоящее время в ЕС разработаны 6 тыс. описаний технологических процессов, разбитых на 27 отраслевых и 6 межотраслевых справочников НДТ. Благодаря применению механизма НДТ в европейских странах наряду с общим снижением уровня загрязнения окружающей среды также наблюдается ускоренное технологическое развитие. В виду того, что Россия достаточно поздно вступает в процесс перехода на НДТ, существует возможность не просто скопировать зарубежный опыт, но и проанализировать все плюсы и минусы, усовершенствовать собственную систему НДТ.
По итогам «круглого стола» Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Правительству Российской Федерации ускорить разработку НПА, связанных со вступлением в силу положений № 219-ФЗ, а также уточняющих законопроектов, в которых декларативные нормы данного закона будут переведены в конкретные нормативные требования, от содержания которых будет зависеть объем дополнительной финансовой нагрузки на экономику. В связи с этим комитет поддерживает внесение разработанного Минприроды России законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты» в части установления переходных положений в части проведения государственной экологической экспертизы.
Комитет по энергетике совместно с комитетом Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды намерены доработать находящийся на рассмотрении Госдумы законопроекта № 113578-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности федерального государственного экологического надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления ответственности за нарушение установленных экологических требований» с учетом рекомендаций, высказанных участниками дискуссии.
Также экспертный совет при комитете Государственной Думы по энергетике намерен провести комплексный анализ влияния природоохранного законодательства на ТЭК России, в частности практики применения Федерального закона № 219-ФЗ, и подготовить предложения по устранению недостатков регулирования.