В перспективе законодатели также урегулируют вторичное обращение отходов
Председатель Комитета Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов подготовил поправки в законодательство, после принятия которых организовать раздельный сбор отходов станет проще. Пока же в Госдуме по предложению парламентария были установлены контейнеры для сбора отработанных батареек. Какие ещё изменения в скором времени могут произойти в российском экологическом законодательстве, депутат рассказал в интервью «Парламентской газете».
- Владимир Владимирович, для чего в Госдуме установлены контейнеры? Как это поможет решить экологическую проблему?
- Глобальной экологической проблемы мы этими действиями не решим, но это вопрос экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде. Всегда надо начинать с себя. Это вопрос перехода к цивилизованной практике утилизации отработанных элементов питания, которые являются одним из наиболее опасных загрязнителей окружающей среды. Батарейки после их использования относятся к отходам второго класса опасности (высокоопасные отходы — прим. ред.). Это обусловлено наличием в их составе химических элементов, которые даже в незначительных количествах могут наносить значительный вред здоровью людей и опасность для окружающей среды (цинк, марганец, ртуть, кадмий, никель и др.).
В мире за год порядка миллиарда батареек выбрасывается, а там и ртуть, и тяжелые металлы, и никель, и чего только нет. И просто разобраться с этим, даже в плане утилизации, — это целая история.
Напомню, что ранее в Государственной Думе был организован сбор бумажных отходов. Кроме того, мы в своём Комитете (по экологии и охране окружающей среды — прим. ред.) отказались от использования воды в пластиковых бутылках, заменив их на стеклянные, а также от пластиковых стаканчиков — используем только биоразлагаемые бумажные. Ещё раз говорю, в вопросах экологии надо начинать с себя.
- В чём суть подготовленного вами законопроекта?
- Мы хотим ликвидировать те прорехи в законодательстве, которые сейчас не позволяют осуществлять раздельный сбор мусора. Смотрите, даже те огромные торговые сети, мегамоллы, в корпоративных правилах которых прописано, что во всех странах мина, где они открываются, они должны осуществлять отдельный сбор отходов, у нас этим часто не могут заниматься. Дело в том, что это до сих пор лицензируемый вид деятельности. У нас сбор и накопление мусора никак не разделены. Если вы просто поставите бак и у вас будет четыре отделения под разный мусор, вы должны получить лицензию на то, что вы осуществляете раздельный сбор мусора. В Госдуме мы сейчас это делаем и специально заключаем договор с компанией, имеющей лицензию на этот вид деятельности. Поправки заключаются в том, чтобы вывести накопление мусора из видов деятельности, для которых нужно лицензирование. Таким образом ставить контейнеры для раздельного сбора мусора станет проще.
- На прошлой неделе Президент России Владимир Путин дал поручение кабмину внести в Госдуму проект федерального закона, регулирующий обращение вторичных материальных ресурсов, предварительно проработав вопрос о стимулировании роста продукции на них.
- Мусорная проблема не только в этом. Если бы вопрос стоял просто в переработке тех отходов, которые могут быть подвергнуты переработке, то это беда была бы не такая серьёзная. Мусорная проблема комплексная, она связана и с безобразной ситуацией вокруг свалок, которые даже никто не может посчитать толком.
В том числе мусорная проблема связана и с тематикой экологического просвещения. Потому что можно бесконечно устанавливать контейнеры для раздельного сбора мусора, но если всё будут при этом сваливать в один отсек этого контейнера, то дальше-то что? А если раздельный сбор мусора организовать, встаёт вопрос, как он дальше утилизироваться-то будет? Есть кому перерабатывать? Смотрите, какие митинги идут против мусоросжигательных заводов. Справедливые митинги, потому что людей не услышали, когда принимали это решение местные власти, региональные власти. У нас по действующему законодательству до сих пор при формировании территориальных схем обращения с отходами нет нормы, которая бы обязывала региональные власти провести публичные слушания. Вы можете запроектировать мусоросжигательный завод, можете новый полигон построить, не спросив людей. А это очень плохо — и вот откуда митинги потом.
- Что можно производить из мусора и как привлечь в эту сферу инвесторов?
- Вообще во многих странах мира бизнес, связанный с переработкой отходов, — это высокодоходный, высокорентабельный бизнес, относящийся к категории крайне востребованных с экономической точки зрения. У нас есть страны, которые экспортируют мусор. Экспортируют, продавая его как сырье для переработки и использования в качестве топлива. Второе — у нас тоже мусор — очень высокодоходный бизнес, но, к сожалению, эта сфера очень криминализирована.
Если бы вопрос стоял просто в переработке тех отходов, которые могут быть подвергнуты переработке, то это беда была бы не такая серьёзная. Мусорная проблема комплексная, она связана и с безобразной ситуацией вокруг свалок, которые даже никто не может посчитать толком.
А так ёмкость этого рынка просто огромна. К примеру, батарейки, собранные в Госдуме, уедут в Челябинск на переработку. Там расположен единственный в нашей стране завод по их переработке. Один завод на всю страну! Представляете, какое это пространство для бизнеса? А чтобы вы понимали, в мире за год порядка миллиарда батареек выбрасывается, а там и ртуть, и тяжелые металлы, и никель, и чего только нет. И просто разобраться с этим, даже в плане утилизации, — это целая история. Так что это огромная индустрия, с которой нам ещё предстоит выстроить какие-то отношения.
- По другому поручению президента Правительству совместно с главами регионов предстоит обеспечить проведение мероприятий, направленных на повышение экологической культуры и мотивации участия населения в раздельном сборе твердых коммунальных отходов. Как мотивировать население?
- Это как раз экопросвещение. Я депутат-одномандатник от Челябинской области и я в школах провожу уроки экологии. Я могу сказать, что люди готовы.
- Вы активный интернет-пользователь, можно ли к вам обращаться через соцсети?
- Начиная с прошлого созыва, когда я в первый раз был избран, у меня была заведена такая практика, что я любое обращение ко мне, независимо, как оно поступило, воспринимаю как обращение граждан. Всё равно, что человек на приеём ко мне пришел. Мне какая разница, как удобно человеку, так он должен иметь возможность до депутата достучаться. У нас работают помощники и аппарат мой, которые рассматривают обращение вне зависимости от того, как оно поступило.