27 декабря в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России прошло всероссийское селекторное совещание под председательством Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергея Донского, на котором более 150 представителей федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, бизнеса и экспертного сообщества обсудили реализацию реформы контрольно-надзорной деятельности, а также Ведомственного паспорта Росприроднадзора по модернизации экологического надзора, включая основные векторы на 2018 год.
В ходе вступительной части селекторного совещания заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации – руководитель Росприроднадзора Артём Сидоров, Заместитель Директора Департамента Правительства Российской Федерации по формированию системы «Открытое правительство» Андрей Спиридонов и представители 3 федеральных министерств-методологов подвели итоги первого года реформы.
По мнению Артёма Сидорова: «В условиях реформирования природоохранного законодательства особое значение приобретает деятельность субъектов в реализации Федеральной экологической политики. Основные результаты, которых удалось добиться, работая с учётом риск-ориентированного подхода. Это формирование единого банка данных, включающего сведения о более чем 200 тысячах объектах негативного воздействия. Утверждение критериев риска по 6 видам экологического надзора. Распределение поднадзорных объектов по категориям риска».
Также Руководителем Росприроднадзора было отмечено, что в 2018 году мы по-новому будет оцениваться результативность и эффективность деятельности Службы. Ответственными за достижение положительной динамики показателей станут не только территориальные органы Росприроднадзора, но и профильные Управления Центрального аппарата. В том числе Росприроднадзор значительно продвинулся в части формирования межведомственных показателей, направленных на оценку воздействия загрязнения окружающей среды на население и общий уровень загрязнения в сравнении с предельно-допустимыми концентрации вредных веществ в окружающей среде».
По словам Андрея Спиридонова. В течение года была сформирована эффективная команда по реализации реформы, состоящая из федеральных министерств и ведомств верхнего уровня и контрольно-надзорных органов: «Главный результат 2017 года — это конструктивное взаимодействие по всем направлениям Реформы. Основные контрольные точки выполнены благодаря слаженной работе». Отдельно Андрей Спиридонов акцентировал внимание на продуктивной работе Росприроднадзора по переходу к модели управления рисками и применению риск-ориентированного подхода, а также автоматизации надзорной деятельности, выделив в том числе совместный проект Минкомсвязи России и Росприроднадзора по внедрению промышленного интернета вещей. «Беспрецедентным» было названо сокращение количества поднадзорных субъектов с 80 тысяч до 20 тысяч.
«Уже сейчас в приоритете профилактика и предупреждение нарушений требований в сфере природопользования, и только потом – взыскания. Подавляющее большинство российских компаний сегодня осознают важность и ответственно подходят к экологизации своих технологий», - акцентировал внимание Артём Сидоров.
Заложив основы и векторы в этом году, участники реформы готовятся к ещё более интенсивной работе в 2018 году. Директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития - Надежда Машкова рассказала об углублении направления по внедрению риск-ориентированного подхода. О необходимости анализа плановых проверок с выявлением наиболее распространенных нарушений обязательных требований. Также отметив на необходимость координации взаимодействия с регионами.
Магистральной темой всей Реформы Артём Сидоров назвал пересмотр обязательных требований и дальнейшее построение партнёрской модели отношений между ожиданиями органов государственной власти в сфере природопользования, общественности, экспертного и предпринимательского сообществ. Об основных задачах на 2018 год по систематизации обязательных требований в сфере охраны окружающей среды рассказала заместитель директора Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Минюста России - Ирина Старовойтова, отметив также продуктивную работу Росприроднадзора по формированию и утверждению чек-листов в числе первых, среди участников Реформы контрольно-надзорной деятельности.
В ходе обсуждений была отмечена активная работа бизнеса над сокращением обязательных требований и составлению карт коррупционных рисков.
Ещё одной темой селектора стало внедрение информационных технологий в работу контроля и надзора. Новые технологии, предоставляют не только большие возможности, но и ставят новые задачи перед всей системой государственного контроля, включая все уровни власти, о чём подробно доложил Директор Департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России Олег Качанов. Отдельно отметив необходимость активного включения регионов.
Более подробно ключевые проблемы и направления реформы обсудили в ходе основных докладов. Тарас Запорожец - начальник отдела правового обеспечения деятельности Службы рассказал об использовании чек-листов и актуализации обязательных требований в сфере природопользования.
«В 2018 году начнем внедрять элементы «умного регулирования» - реклассификацию, которая позволит добросовестным предпринимателям избавиться от частых проверок и переходить из одной группы в другую. Однако новый бизнес, не имеющий репутации и отработанных процессов, будет начинать с более высокой категории риска», - отметил Руководитель Росприроднадзора по итогам выступления – заместителя руководителя Росприроднадзора Рамиля Низамова.
В дискуссии активное участие приняли территориальные органы Росприроднадзора. Кратко были заслушаны результаты по основным направлениям работы в 2017 году и задачам на 2018 год. В том числе включая опыт по итогам апробации чек-листов, и взаимодействию с предприятиями через Личные кабинеты природопользователей, а также по итогам анализа правоприменения.
В заключение Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской призвал продолжать конструктивную работу в рамках реформирования эконадзора, активно встраивая в неё все подведомственные учреждения Минприроды России и регионы, а также поручил разработать карту рисков по охране атмосферного воздуха на территориях особого внимания Росприроднадзора.
По итогам селекторного совещания принято решение о построении качественно иной модели взаимодействия. В основе которой будет объективная система показателей. Для этого территориальным органам Росприроднадзор поручено обеспечить ежеквартальный режим совместной работы с регионами по профилактике нарушений обязательных требований, с расширением функционала профилактического блока мероприятий. Включая межрегиональный формат взаимодействия.