О наилучших доступных технологиях говорят и пишут сейчас очень многие: политики и практики, руководители регионов и сотрудники надзорных органов, представители промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций. Говорят и пишут разное и по-разному. Попытаемся изложить основные факты кратко и – по возможности – без преувеличений и преуменьшений.
Татьяна ГУСЕВА, руководитель научно-консультационного отдела НИИ “Центр экологической промышленной политики” (Бюро наилучших доступных технологий)
Итак, наилучшие доступные технологии (НДТ) – это современный, но не самый новый инструмент регулирования, преимущественно – экологического регулирования. В 70-80-е годы в СССР был распространён термин «безотходные технологии»; ведущие научные и проектные институты занимались разработкой технологических процессов, средозащитной техники и организационных решений, которые должны были свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду и обеспечить рациональное использование природных ресурсов.
Понятие “малоотходные” казалось менее привлекательным – если решать проблемы, то все сразу и наилучшим образом. Так и повелось: прилагательные превосходной степени, стремление к абсолютным идеалам… Масштабные проекты были реализованы во многих регионах. В середине 80-х мы видели производство, не только близкое к тому, чтобы быть названным безотходным, но ещё и перерабатывавшее отходы электронной и меховой промышленности Литвы. Это Палемонасский керамический завод, который и сегодня с успехом работает и выполняет европейские требования НДТ.
Сегодня предприятий много и в России, в последние 3-4 года мы были на промышленных площадках заводов, расположенных в Центральном, Приволжском, Северо-Западном округах. Они построены и функционируют в соответствии с принципами наилучших доступных технологий. Наилучших – позволяющих обеспечить высокий уровень защиты окружающей среды. Доступных – уже применяемых, показавших свою эффективность, экономически оправданных. Технологий – технологических процессов, техники защиты окружающей среды, систем менеджмента.
Переход от единичных примеров к повсеместному распространению наилучших доступных технологий называют в России переходом промышленности к НДТ. В чём состоит переход? В том, что теперь все предприятия так называемой первой категории (отличающиеся значительным воздействием на окружающую среду и высоким потреблением ресурсов) обязаны достигать показателей экологической и ресурсной эффективности (прежде всего – энергоэффективности), соответствующих отраслевым НДТ. Показатели систематизированы в информационно-технических справочниках (ИТС НДТ) – 39 отраслевых и 12 межотраслевых, в том числе, в справочнике по обеспечению энергоэффективности ИТС 48-2017.
За три года в России создана доказательная база НДТ: теперь любое предприятие может «сверить часы», оценив свои результаты, сопоставив с отраслевыми технологическими показателями и запланировав мероприятия по достижению требований НДТ. В самое ближайшее время технологические показатели, разработанные техническими рабочими группами в результате сравнительного анализа данных предприятий, будут утверждены приказами Министерства природных ресурсов и экологии.
Если часы идут точно или с опережением, необходимо подготовить заявку на комплексное экологическое разрешение (КЭР) и получить его (порядок разрабатывается в настоящее время). Если часы отстают, то разрабатывать и реализовывать программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Принцип последовательного улучшения со времени выпуска первого международного стандарта по системам экологического менеджмента прочно укоренился на российских предприятиях, он работает и в отношении менеджмента качества, и энергоменеджмента, менеджмента безопасности.
Системы менеджмента тесно связаны между собой, в ряде случаев руководители предприятий принимают решения об их интеграции. До выхода стандартов по системам энергоменеджмента улучшение показателей удельного потребления энергии и сокращение ее потерь рассматривались в числе приоритетных задач в системах экологического менеджмента. Для отраслей с высокой энергоёмкостью повышение энергоэффективности практически всегда позволяет сократить выбросы продуктов сжигания топлива в воздух и оптимизировать водопотребление. Примеров «двойного выигрыша» немало в самых различных отраслевых справочниках; большая часть из них систематизирована в справочнике по обеспечению энергоэффективности ИТС 48-2017.
Первыми (2019 – 2022) оценивать себя и разрабатывать ППЭЭ будут предприятия, включённые в список 300 объектов, оказывающих максимальное негативное воздействие на окружающую среду (их суммарный вклад в выбросы и сбросы загрязняющих веществ в России составляет не менее 60%). В УрФО таких предприятий более 70; можно ожидать, что примерно половине объектов из «Списка трёхсот» придётся готовить ППЭЭ, чтобы добиться получения КЭР.
До конца 2025 года КЭР должны будут получить не менее 6500 предприятий. Может, подождать, как это будет происходить в других регионах, выучить чужие уроки? Но в этой ситуации нет чужих уроков, речь об эколого-технологической модернизации российской экономики. Во-вторых, к 2025 году появятся справочники и технологические показатели нового поколения – более точные и жёсткие.
Можно рассказать о совершенствовании систем производственного экологического контроля, об опыте применения автоматических систем измерений, об особенностях отраслевых подходов к определению НДТ. Эта статья лишь введение в полезное, необходимое и увлекательное чтение информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. Чтение, по результатам которого практики будут писать портреты своих предприятий в размерностях технологических показателей и получать в качестве признания экологические разрешения в размерностях технологических нормативов. Сложностей на этом пути будет немало, но дорогу осилит идущий.