Распоряжение от 11 октября 2018 года №2177-р. В настоящее время предприятия-природопользователи вносят квартальные авансовые платежи в размере одной четвёртой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Правоприменительная практика этой нормы выявила, что при расчётах природопользователями квартальных авансовых платежей участились случаи переплаты. Законопроектом предусматривается возможность выбора природопользователем способа расчёта авансового платежа. Цель законопроекта – минимизировать случаи переплат природопользователями при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” по вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – законопроект) внесён Минприроды России.
В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон №7-ФЗ) предприятия-природопользователи вносят авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
В настоящее время лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата), за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи в размере одной четвёртой части суммы платы, уплаченной за предыдущий год.
Правоприменительная практика этой нормы выявила, что при расчётах природопользователями квартальных авансовых платежей участились случаи переплаты. Эта проблема носит массовый характер. Для крупных компаний речь идёт о значительных суммах отвлекаемых средств.
Такая ситуация негативно влияет на финансовую устойчивость предприятий и организаций реального сектора экономики, приводит к существенному повышению трудозатрат сотрудников Росприроднадзора, а также влечёт за собой снижение возможностей для субъектов Федерации и органов местного самоуправления, в бюджеты которых поступает 95% платы, планировать свои доходы, поскольку при принятии Росприроднадзором решения о возврате излишне уплаченных сумм происходит уменьшение доходов соответствующих бюджетов (на суммы ранее уплаченных природопользователями квартальных авансовых платежей).
Цель законопроекта – минимизировать случаи переплат природопользователями при внесении авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Законопроектом предлагается статью 164 Федерального закона №7-ФЗ изложить в новой редакции, предусмотрев возможность для лиц, обязанных вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносить авансовый платёж и определять его размер одним из трёх способов:
- в размере одной четвёртой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате за предыдущий год;
- в размере одной четвёртой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платёжная база определена исходя из объёма или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, временно разрешённых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов производства и потребления;
- в размере, равном части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платёжная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объёме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объёме или массе размещённых отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчётного периода.
Способ определения размера квартального авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, будут выбирать самостоятельно для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата.
При этом выбранный способ расчёта размера квартального авансового платежа на будущий год (год, следующий за отчётным) должен указываться в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, представляемой в Росприроднадзор.
Законопроектом также предусматриваются корреспондирующие изменения в статьи 162 и 163 Федерального закона №7-ФЗ.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства 4 октября 2018 года.