Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Надежда Бирюкова
Вопрос:
В нашем Департаменте РПН (Москва) по ЦФО сказали, что если нет договора с рег. оператором, то платит юр. лицо. Как быть?
Ответ:
С одной стороны, положениями пп. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды" установлено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Аналогичное положение прописано в п. 5 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее – ФЗ-89). Таким образом, в отношении ТКО плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) при их размещении является региональный оператор или оператор.
Согласно статье 1 ФЗ-89:
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора;
До 01.01.2019 года установлен переходный период для введения коммунальной услуги за обращение с ТКО и внесения платы за размещение ТКО региональными операторами.
Пока нет регионального оператора, совершенно однозначно, лица, осуществляющие размещение ТКО, автоматически, без прохождения процедур, установленных статьями 24.6 и 24.7 ФЗ-89, приобретают статус оператора в силу законодательного определения и, следовательно, становятся плательщиком платы при размещении ТКО в отсутствие регионального оператора.
При этом не имеет значения, кому принадлежит право собственности на ТКО, и заключен ли типовой договор, форма которого утверждена постановлением Правительства № 1156 от 12 ноября 2016 года. Иначе, в законах изначально было бы прописано, что за ТКО платит только регоператор.
Пунктом 9 статьи 23 ФЗ-89 определено, что расходы на плату за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО. Эта норма должна была заработать с 01.01.2018.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2017 № 320-Р «Об утверждении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» были утверждены соответствующие тарифы. При этом, судя по размерам установленных тарифов, плата за размещение ТКО скорее всего не была в них включена.
Данные тарифы устанавливаются в соответствии с требованиями Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 (далее – Основы ценообразования).
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 N 758 указанные Основы ценообразования были дополнены п. 43(1), в котором описано, как именно должны быть определены расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов. Согласно п. 4 указанного Постановления оно применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 г и согласно п. 3 данного Постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, рекомендовано в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с настоящим постановлением. Так что, возможно, данные тарифы будут пересмотрены.
Отмечу также, что согласно п. 11 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью. Таким образом, у оператора (полигона) теоретически есть возможность вернуть средства потраченные на внесение платы за размещение ТКО даже если они не были включены в тариф.
Однако следует учитывать, что увеличение поступлений в бюджет является одним из приоритетов в деятельности Росприроднадзора в настоящее время. На этом пути представители Росприроднадзора готовы цепляться за любые огрехи законодательства, не обращая внимания на то, что существуют принципы права, которые, собственно, помогают нивелировать проявляющиеся некорректности отдельных норм закона. И проще всего Росприроднадзору взыскать плату с отходообразователя.
При отсутствии прямого договора с оператором, в котором были бы прописаны конкретные объемы принимаемых ТКО, аналогичного трехстороннего договора с оператором и транспортировщиком или отсутствии типового договора на обращение с ТКО с регоператором, доказать какой объем именно ТКО был размещен оператором действительно представляется проблематичным. Предлагаю следующую схему:
1.Если основным видом деятельности Вашей организации является торговля, отходы упаковочных материалов Вы сдаете на утилизации, то все остальные отходы, которые образуются у Вас относятся исключительно к ТКО, поэтому доказать, что все размещенные отходы относились к ТКО можно на основании вида осуществляемой хоз. деятельности, аналогично парикмахерские, гостиницы в отсутствии парковок и т.д.
2.Если у Вас есть действующие ПНООЛР и ДНООЛР, то в них указаны нормативы и лимиты образования отходов, относящихся к ТКО и согласованная методика расчета.
3.Если Вы осуществляете деятельность на территории Московской области, то рассчитать образовавшиеся в отчетном периоде ТКО Вы можете на основании норм накопления мусора на территории Московской области, утв. Постановление Правительства МО от 24.07.2015 N 605/26 (ред. от 23.05.2018).
В описанных вариантах Вы не безосновательно можете доказать какой именно объем ТКО был передан на размещение оператору и не вносить плату за данные ТКО по перечисленным выше основаниям. Но отстаивать свои права, учитывая настрой Росприроднадзора, возможно придется в суде.
Как мне представляется, минимизировать риск возникновения судебных тяжб и разбирательств с Росприроднадзором в принципе можно, если в рамках положений приказа Минприроды № 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" (п.5,6) Вы можете направить декларацию не через ЛК РПН (иначе потом 9 месяцев придется постоянно мониторить статус рассмотрения декларации), а на бумаге почтой, сопроводив ее соответствующей пояснительной запиской с обоснованием своей позиции, если Вам вообще нужно будет ее подавать, т.к. декларация о плате подается только, если Вы должны будете вносить плату, предоставление "нулевой" декларации законом не предусмотрено.