Обзор судебной практики рассмотрения арбитражными судами дел по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды (утв. президиумом Арбитражного суда Западно-Сибирского округа 27.12.2018 с учетом изменений, утвержденных президиумом суда округа 13.05.2019)
Приводятся, в частности, следующие выводы арбитражных судов:
- загрязнение почвы на землях лесного фонда является нарушением лесного законодательства, исчисление вреда производится в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 2739.
Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области лесных отношений, отнесено к компетенции уполномоченных органов, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), а не государственный земельный надзор;
- проведение рекультивации загрязненных нефтью земельных участков не освобождает нарушителя от компенсации экологического ущерба в денежном выражении, поскольку не свидетельствует о возмещении причиненного им вреда в натуре путем приведения нарушенных земель в первоначальное состояние; данное обстоятельство является лишь основанием для зачета затрат, понесенных на устранение последствий, вызванного его деятельностью загрязнения почв, при соблюдении определенных условий;
- при отсутствии разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации земельного участка возмещение причиненного вреда осуществляется в денежной форме;
- типовой проект рекультивации нефтезагрязненных земель месторождения содержит общие положения по устранению последствий разливов нефти и нефтепродуктов, произошедших на всей территории месторождения, не учитывает географических особенностей расположения каждого загрязненного участка, его гидрографию, характеристику почв, растительного и животного мира, степени загрязнения лесного участка; не содержит обоснование необходимости и целесообразности проведения тех или иных работ, их объем, сроки проведения таких работ, в связи с чем такой проект не может подтверждать необходимость и разумность затрат, понесенных при рекультивации конкретного загрязненного земельного участка;
- принимая во внимание, что таксы и методики исчисления вреда, причиненного нарушением требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха, Минприроды России не приняты, а проведение мероприятий по восстановлению нарушенного состояния атмосферного воздуха, в том числе разработке и реализации проектов восстановительных работ, является объективно невозможным, размер причиненного атмосферному воздуху вреда может быть исчислен по правилам определения платы за загрязнение окружающей природной среды.