Вопрос: В соответствии с п.9.1.2. Приказа Минприроды от 28.02.2018г. № 74 в "План - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 pict34-71802382.png загрязняющих веществ на границе предприятия". Разъясните, пожалуйста, что имеется ввиду: рассеивание выброса от каждого источника отдельно и анализ наличия превышения на границе предприятия 0,1 pict34-71802382.pngпо каждому конкретному веществу или надо как раньше проводить рассеивание выбросов загрязняющих веществ от всех источников предприятия одновременно?
Также просим уточнить, надо ли заполнять раздел "Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников" (п.5 Приказа Минприроды от 28.02.2018г. № 74) в Программе ПЭК при условии, что имеется выпуск сточных вод после ЛОС на рельеф местности?
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru @fetryuli (Юлия Пискарева)
1. Согласно п. 9.1.2 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", в План - график контроля не включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1загрязняющих веществ на границе предприятия.
Для выявления соответствия следует по результатам инвентаризации провести расчет рассеивания по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Расчет рассеивания загрязняющих веществ в целом по предприятию (суммарно от всех действующих одновременно источников) по каждому из загрязняющих веществ приведен в томе ПДВ (если есть действующий на предприятии).
Кроме этого, надо помнить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2017 № 841 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000г. № 183» нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.
То есть, вещества, включенные в «Перечень…» подлежат нормированию и контролю и в концентрациях менее 0,1 ПДК на границе производственной территории (без учета фонового загрязнения). Для случаев, когда контроль таких выбросов сложно/невозможно произвести инструментальными замерами (п. 9.1.3. разъясняет, в каких именно случаях), проводится контроль расчетно-балансовым методом с применением действующих методик.
2. О вопросе выпуска сточных вод после локальных очистных сооружений на рельеф.
Сброс сточных вод на рельеф запрещен Российским законодательством. При этом подразумевается нахождение в сточной воде загрязняющих веществ, поступление которых в грунт, почву может оказывать негативное воздействие на качество окружающей среды, что влечет ответственность юридических лиц/индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и или иную деятельность, в результате которой было оказано подобное негативное влияние (п.1 п 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Напомним, ст. 13 "Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ обязывает юридические и физические лица при использовании объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводить мероприятия по «защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия».
В случае очистки ливневых (сточных) вод локальными очистными сооружениями неминуемо встанет вопрос о том, до каких нормативных показателей следует очищать эту воду?
В случае очистки до нормативов для водоемов рыбохозяйственного и нерыбохозяйственного назначения (Приказ Росрыболовства от 4 августа 2009 г. N 695 и Приказ Росрыболовства от 18.01.2010 №20) может быть получено логичное замечание о сбросе воды не в водоем, а на рельеф. При очистке вод до нормативов для водоемов питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования (ГН 2.1.5.1315-03 с изменениями ГН 2.1.5.2280-07 и СанПиН 2.1.5.980-00) – вопрос о нерациональном использовании очищенной воды.
Еще один нюанс: Приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» установлены правила исчисления, основывающиеся на нормативах качества окружающей среды для почв, причем «При отсутствии установленного норматива качества окружающей среды для почв (для конкретного загрязняющего вещества) применяется значение концентрации этого загрязняющего вещества на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия от данного вида нарушения». Для большого количества химических веществ, таких как нефтепродукты, встречающихся в качестве загрязнителей в воде (в том числе ливневой с территории промышленного предприятия) не установлены нормативы содержания в почве, так как в незагрязненной почве подобные вещества не встречаются. Это приводит к выводу, что даже малейшее содержание этих веществ (при эффективности очистки менее 100%) будет считаться нарушением требований экологического законодательства и повлечет ответственность со стороны хозяйствующего лица.
В связи с этим, решение о заполнении раздела Отчета «Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников» следует принимать ответственному по Вашему предприятию лицу, так же как и решение о продолжении действий с нарушением экологического законодательства (сброс сточных вод на рельеф).