19 декабря, во время 15-ой большой пресс-конференции Главы Российской Федерации Владимира Путина первыми прозвучали вопросы экологической тематики.
В.Путин о климате:
- Россия присоединилась к Парижскому соглашению. … При этом Россия не относится к числу самых первых, крупных, эмитентов выбросов в атмосферу по данным ООН. Есть разные подсчеты, разных организаций, но по данным ООН первые места занимают США и КНР – по 16 % от общих выбросов, затем ЕС – 11 %, потом Россия – 6%, потом Индия – 5%.
Как вы знаете, в Парижском соглашении поставлена цель – не допустить рост температур на 1,5%. Удастся нам всем вместе это сделать или нет, я не знаю, потому что, на самом деле, никто не знает причин глобального изменения климата. В истории нашей Земли были периоды как потепления, так и похолодания. Это может зависеть от глобальных процессов во Вселенной. Небольшой наклон оси, либо ее орбиты вокруг солнца могут приводить и приводили уже в истории нашей планеты к очень серьезным изменениям климата на Земле, колоссальным, которые имели драматические последствия. Хорошие или плохие, но они были драматические.
И сейчас посчитать, как современное человечество влияет на изменения климата очень сложно, если вообще возможно. Но не делать ничего тоже нельзя. В этом я согласен со своими коллегами. Во всяком случае, мы должны предпринять максимальные усилия для того, чтобы климат драматически не менялся.
Что касается нашей страны, то для нас этот процесс является очень серьезным, темпы роста температур у нас в России в 2,5 раза выше, чем в целом на планете. У нас, как вы знаете, страна северная: 70% нашей территории находится в северных широтах, у нас есть целые города за полярным кругом, которые построены на вечной мерзлоте. Если она начнет таять, то вы представляете, какие последствия могут для нас возникнуть. Очень серьезные.
Кроме того, где-то становится теплее, как сейчас в Москве – мы устанавливаем очередной рекорд по температурам. Это может привести к опустыниванию некоторых территорий. И нас это касается напрямую.
Изменения климата проявляются, в том числе, в количестве роста различных природных катаклизмов: пожаров, наводнений и т.д. Это тоже все касается нас напрямую. Поэтому мы делали, делаем и будем предпринимать все усилия для того, чтобы минимизировать последствия от этих изменений.
Дополнительно по теме от Минприроды России:
- В уходящем году Россия приняла Парижское соглашение и присоединилась к государствам, выразившим согласие на обязательность положений данного соглашения. К ним относятся страны Европейского союза, БРИКС и основные торговые партнеры нашей страны.
Принятие Парижского соглашения должно стимулировать внедрение энергоэффективных и низкоуглеродных технологий, способствовать снижению «углеродного следа» в производимой продукции.
Кроме того, оценки рисков и действий по адаптации к изменениям климата предусмотрены Климатической доктриной Российской Федерации. Доктрина в настоящее время совместно с РАН актуализируется. Кроме того, в стране завершается разработка стратегии долгосрочного развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, будет принят национальный план адаптации к неблагоприятным изменениям климата. Научные организации проводят исследования климатических рисков, возможностей и путей адаптации к климатическим изменениям.
Идет разработка пакета климатических мер в нашей стране, включая разработку национальной цели по сокращению выбросов парниковых газов до 2030 года, подходов к их регулированию.
Мероприятия по адаптации позволят стране лучше готовиться к опасным природным явлениям, таким как волны тепла, засухи и наводнения, и более эффективно ликвидировать ущерб от них.
Другие направления работы по адаптации в России включают мероприятия по охране здоровья людей в условиях изменения климата, обеспечение продовольственной безопасности, обеспечение надежной работы инфраструктуры промышленных центров и населенных пунктов, в том числе расположенных в зоне вечной мерзлоты.
Все перечисленное требует проведения научных исследований, в первую очередь, в Арктических регионах и морях России. Должны быть разработаны рекомендации для митигации рисков.
Нет сомнений, что ожидаемые изменения климата затронут практически все отрасли экономики страны. Для реагирования на эти вызовы подготовлен и внесен в Правительство РФ национальный план адаптации к неблагоприятным изменениям климата, которым предусматривается подготовка и утверждение отраслевых и региональных планов адаптации.
Исходя из сферы ответственности Минприроды России, можем сообщить, что Россия на протяжении всех лет с момента подписания Парижского соглашения по климату выполняет свои заявленные национальные цели по сокращению выбросов парниковых газов и гарантированно будет их выполнять в будущем. Необходимо отметить, что Россия уже выполняет свои международные обязательства с превышением. Согласно заявленной цели, снижение выбросов должно составить к 2030 году 25 – 30% от уровня 1990 г., к 2017 г. снижение уже достигло 49%. По данному показателю Россия является мировым лидером. В то же время, большинство стран мира наращивают объемы эмиссии парниковых газов.
Считаем необходимым разработать единую систему учёта и мониторинга выбросов и поглощения парниковых газов, провести тщательную инвентаризацию источников выбросов.
В соответствии с заявлениями, сделанными нашей страной при принятии Парижского соглашения, особое внимание уделяется вопросам увеличения поглотительной способности лесов, в том числе – уточнению методик подсчёта, определению потребностей в объёмах восстановления. На сегодняшний день, очевидно, что вклад российских лесов недооценен.
Также важно российским экспертам активнее участвовать в ключевых рабочих органах ООН по вопросам изменения климата, с учётом того что Россия теперь – полноправный участник переговорного процесса по климатической повестке (а не наблюдатель). Данное взаимодействие крайне важно, поскольку, по мнению экспертов, есть риски дискриминационных мер в отношении российских экспортеров на мировых рынках за счёт требований Парижского соглашения.
Считаем справедливым, для стимулирования бизнеса, внедрить принципы регулирования и учёта добровольных инициатив предприятий по снижению выбросов и росту поглощения парниковых газов.
В.Путин о реформе системы ТКО:
- … Мы генерируем в год по стране 70 млн. тонн бытовых отходов! Представляете? Это огромное количество. И такой отрасли как переработка в Советском Союзе и в Новой России никогда не было. Мы создаем её с нуля. И здесь, конечно, основные решения в целом приняты: созданы федеральный оператор, 200 с лишним региональных операторов, принята схема территориального планирования по решению этого вопроса. Но чего мне, кажется, не хватает? Совершенно точно не хватает прямого общения с гражданами. Нужно показывать, где будут захораниваться и перерабатываться эти отходы. И, конечно, совершенно точно мы должны избавиться от «серых» схем и криминала. Здесь необходимо навести элементарный порядок.
Люди, конечно, возмущаются, в том числе, ростом тарифов. Не было никогда отдельной строчки по бытовым отходам. Теперь она появилась и сразу многократно выросла. Чтобы объяснить, откуда взялись эти цифры, нужно, чтобы все это было прозрачно, понятно, кто за что платит…
Кроме всего прочего, нам нужно развивать отрасль с точки зрения строительства предприятий. Они уже строятся. Количество предприятий по переработке отходов должно быть увеличено, и людям надо объяснять, что это за предприятия, как они будут работать, будет ли ущерб для окружающей среды, и каков он, создадут ли эти объекты какие-либо проблемы для людей, которые будут проживать рядом с этими предприятиями. Ведь в крупных мировых мегаполисах, скажем, в Токио, перерабатывающие предприятия расположенные прямо в черте города, не дымят, извините за моветон, не воняют и людям жизнь не портят, понимаете, и экологию не разрушают. Вот если мы будем использовать новейшие технологии, а именно так мы и собираемся делать, то тогда никаких проблем не будет возникать. Только нужно делать все, как договорились. А для этого нужен общественный контроль, общественные организации. Я уже разговаривал с руководством Общероссийского единого фронта, прошу их еще раз уделить этому особое внимание. Вот если мы всем миром будем решать эту задачу, мы ее решим.
Дополнительно по теме от Минприроды России:
- Со стартом федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» нацпроекта «Экология» современная отрасль ТКО, по сути, начала создаваться с нуля. Одной из целей реформы также заявлялась декриминизация сектора обращения с отходами, ликвидация «серых» схем, которые часто использовались ранее и негативно влияли на окружающую среду: накопленный на контейнерных площадках мусор мелкие разрозненные компании вывозили на свалки – это в лучшем случае, чаще – в ближайший лес.
С начала 2019 г. была налажена работа более 200 компаний – региональных операторов, которые сегодня цивилизованно организовывают всю цепочку обращения с отходами от вывоза до утилизации. Есть регионы, где отмечаются сложности. Их 16.
Для того чтобы запустить эту работу, были разработаны все основные законодательные и нормативные документы, создан ключевой оператор реформы – ППК «Российский экологический оператор».
Кроме того, был проведен анализ всех 85 региональных территориальных схем обращения с отходами. Он показал, в каком состоянии инфраструктура в субъектах, как выстроены логистические пути, где и какие установлены нормативы, соответствуют ли они объемам накопления отходов и ряд других параметров. В регионы, схемы которых требовали корректировки, были направлены рекомендации. На основе откорректированных схем в ближайшее время будет создана единая федеральная схема – специальная карта, которая позволит видеть расположение действующих и планируемых инфраструктурных объектов, логистические пути – всю цепочку системы от сбора до переработки. Фактически уже планируется развитие межтерриториального и межинфраструктурного взаимодействия. Документ будет синхронизирован с документами иных ведомств. Ожидаем появления карты в 1 квартале 2020 г.
Планируется, что в 2019 г. в 27 регионах будет введено (в части регионов уже работают объекты) в эксплуатацию 54 предприятия обработки и утилизации ТКО. Общая мощность новых объектов составит: обработки отходов – 5,68 млн. тонн, утилизации – 2,63 млн. тонн в год.
Строительство объектов инфраструктуры – одна из ключевых задач федерального проекта, так как позволит полностью выполнить целевые показатели: к 2024 г. сортировать 60% отходов и 36% отходов утилизировать.
Чтобы стимулировать бизнес, было разработано 11 мер поддержки инвесторов на строительство объектов инфраструктуры.
В частности, предлагается предоставлять поручительство банку за инвестора, компенсацию процентной ставки, 50 % софинансирование, 25 % компенсации капитальных вложений в объект, оказание мер поддержки через фонды ППК «РЭО», выпуск «зеленых облигаций ППК «РЭО» и льготный лизинг.
Сегодня регионы в рамках своих программ присылают в ППК «РЭО» проекты на софинансирование строительства объектов.
В целом, к 2024 г. только в рамках нацпроекта «Экология» планируется построить 220 новых современных комплексов по обработке, размещению и утилизации отходов.
Еще одно важное направление, над которым Минприроды России активно начало работать – реформирование механизма расширенной ответственности производителя (РОП). Вокруг этого вопроса очень много дискуссий. Мы уверены, что этот механизм должен показать свою эффективность в части создания системы утилизации отходов от использования товаров, системы, стимулирующей минимизацию образования этих отходов, и дополнительного источника финансирования расходов на построение отрасли утилизации отходов.
Сегодня механизм РОП не работает так, как задумывался изначально. Сборы по РОП не превышают 3 млрд рублей, а могут быть в десять раз выше.
И о «платёжках» граждан. В настоящее время в результате разъяснительной работы с населением собираемость платежей превысила 73%.
Считаем важным, что в 1 квартале 2020 г. Правительство РФ выйдет с инициативой об освобождении от налога на доходы физических лиц доходов граждан, полученных от сдачи вторсырья. В настоящее время действует норма в отношении сдачи макулатуры.
Уже сейчас на согласовании находятся изменения в нормативные акты Правительства по введению раздельного сбора для граждан и снижению платы граждан, при его осуществлении.
Кроме того, Минприроды России поддерживает предложения о дифференцированном подходе к установлению тарифов для населения за обращение с ТКО. Более того, соответствующая инициатива внесена ведомством в Правительство.
Напомним, в постановлении Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» такая возможность уже предусмотрена. Для усовершенствования системы расчетов по ТКО Минприроды России разработан проект постановления, который вносит изменения в вышеуказанные Правила. В действующей редакции документа возможность определения фактического объема ТКО установлена только для случаев раздельного накопления ТКО. Теперь, когда в договоре об оказании услуги по обращению с ТКО между региональным оператором и потребителем принято решение определять объем оказанной услуги именно по фактическому количеству ТКО, к потребителю в жилом помещении может применяться расчет, где основа – объем вывезенных контейнеров, а не норматив накопления.
В.Путин о лесных пожарах в Сибири:
- По поводу экологической ситуации в Сибири, в некоторых других регионах: да, действительно, экологическая ситуация там далека от благополучия. Что касается пожаров, то в этом году их было много, в том числе, в местах, надо прямо это сказать, где тушить их достаточно сложно: только в одну сторону на самолете около 600 км. Вы представляете, что это такое? У нас территория такая. А дым идет оттуда. Если роза ветров такая, что тащит это к крупным городам, то, что поделать.… Да, кстати говоря, площадь лесов на гектар квадратный у нас достаточно большая, но чемпионы в этом отношении не мы: первое место занимает Канада, второе – США, и на третьем – Россия. Но это не значит, что мы такие молодцы, это значит, что проблема все равно существует, просто она характерна для многих стран мира и для нас в том числе. В прошлом году последние пожары были в декабре, а где-то в феврале они уже начались в других местах. У нас нон-стопом это идет, к сожалению. И это связано, в том числе с изменением климата. Это проблема. Об этом я говорил в начале нашей встречи.
Дополнительно по теме от Минприроды России:
- Особенностью лесопожарного сезона 2019 года в Сибири в этом году стало аномально засушливое лето, что способствовало распространению лесных пожаров на значительной территории Красноярского края, Иркутской области, Забайкалья и Республики Саха (Якутия).
Задымление от пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке охватило обширные территории. Для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекалась авиация Минобороны России и МЧС России. Были задействованы все необходимые силы и средства Минприроды России и Рослесхоза для стабилизации ситуации с пожарами.
Правительством Российской Федерации из резервного фонда были выделены на борьбу с пожарами дополнительные средства.
В рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» только в этом году в регионы России поставлено более 2,4 тыс. единиц специальной лесопожарной техники. Направлено порядка 7 млрд рублей из федерального бюджета. Это позволит, согласно нормативам, обеспечить лесничества необходимой противопожарной техникой.
Кроме того, численность лесных пожарных в ближайшие годы увеличится почти на 5 тыс. человек.
Вопрос о полномочиях находится в стадии проработки. Для совершенствования тушения лесных пожаров создана межведомственная рабочая группа с участием Минприроды России и МЧС России. Она призвана решить, как наилучшим образом помочь регионам и обеспечить тушение лесных пожаров авиационным способом.
Также в настоящее время прорабатывается вопрос передачи полномочий по лесоустройству на федеральный уровень. Эффективное ведение лесного хозяйства и организация использования лесов невозможны без достоверной информации о количественных и качественных характеристиках лесных ресурсов и состоянии лесов. И такая информация может быть получена только при проведении лесоустройства. А полномочия сейчас распределены между Федерацией, субъектами и лесопользователями, что препятствует получению достоверных сведений. Поэтому в настоящее время в Минприроды России готовится законопроект о передаче таких полномочий на федеральный уровень.
В.Путин о внедрении НДТ и о снижении уровня загрязнения атмосферного воздуха:
- Теперь по поводу экологических проблем. Вы знаете, что принят закон о внедрении современных наилучших доступных технологий (НДТ). На первом этапе 300 предприятий, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, должны принять соответствующие программы реноваций. Это программа идет. Двенадцать предприятий уже защитили свои программы. Их работа в этом отношении признана соответствующей предъявляемым требованиям. Но этого недостаточно. Конечно, эта работа будет продолжаться и по другим 300 крупнейшим эмитентам.
А по городам – их 12, в которых наиболее неблагоприятная ситуация, в том числе по Красноярску, приняты отдельные программы. Там представители промышленности должны будут защитить соответствующие планы своего развития. Руководители регионов должны будут соответствующим образом поработать. Такие планы должны быть и по Красноярску. Хочу вас заверить в том, что мы не оставим этот вопрос. Будем напряженно над ним работать. Это одна из приоритетных задач в ближайшие годы для нашей страны.
Дополнительно по теме от Минприроды России:
- В основе федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» нацпроекта «Экология» лежит создание новой отрасли «экологическое машиностроение». Первоочередная задача проекта – это формирование нормативно-правовой базы для перехода на НДТ. В 2019 г. актуализировано 7 информационных справочников, усовершенствована нормативно-правовая база, а так же сформирован план мероприятий по импортозамещению в отрасли экологического машиностроения. Ориентир – снижение объема импорта оборудования в экологическом машиностроении с 50% в 2018 году до 34% в 2024 г. Основной фокус мероприятий федерального проекта - на расширение механизмов поддержки и стимулирования процесса перехода организаций на НДТ.
Начато осуществление государственной поддержки пилотных проектов по внедрению наилучших доступных технологий на объектах I категории, что позволит запустить механизм перехода на НДТ на этих предприятиях.
Кроме того, основными новациями 2019 года стали:
- переход на технологическое нормирование (издание справочников наилучших доступных технологий, установление технологических показателей для 40 отраслей экономики);
- разделение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия, на 4 категории;
- поэтапная реализация требований о создании на предприятиях I категории систем автоматического контроля выбросов и сбросов.
В результат на государственный учет поставлено более 90 тыс. объектов. Все эти предприятия разделены на 4 категории, определены 300 предприятий – крупнейших «загрязнителей» чьи выбросы, сбросы составляют не менее 60 % выбросов, сбросов по стране. Именно эти предприятия в первоочередном порядке перейдут на комплексные экологические разрешения (КЭР) на основании НДТ и до конца 2022 г. должны обратиться с заявкой на получение КЭР и приступить к модернизации. Остальные предприятия должны получить КЭР до 2025 г.
Разработана нормативная база для экономического стимулирования внедрения НДТ, в том числе предусматривающая субсидирование части затрат на выплату купонов по облигациям в рамках инвестиционных проектов по внедрению НДТ.
Реализация проекта «Чистый воздух» предусматривает снижение совокупного объема выбросов в атмосферный воздух не менее чем на 20% в 12 промышленных городах - участниках проекта. В настоящий момент уже подписано 22 четырехсторонних соглашения с конкретным перечнем инвестиционных мероприятий, направленных на снижение выбросов в атмосферный воздух, на общую сумму внебюджетного финансирования в размере 458,1 млрд руб.
Необходимо отметить, что в ряде городов уже начались мероприятия по снижению нагрузки на воздух путём модернизации общественного транспорта.
Кроме того, выделены средства на модернизацию сети наблюдений, проведение расчетов и определение веществ, наиболее негативно влияющих на жизнь и здоровье людей.