В МИА «Россия сегодня» обсудили возможные решения продовольственной проблемы россиян, проживающих за чертой бедности.
По последним данным Росстата за чертой бедности находятся 18,6 млн человек, многим из которых получение бесплатных продуктов питания позволит существенно улучшить положение. На поддержку данной категории граждан нацелен законопроект, который инициировали первый заместитель председателя Комитета по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы РФ Николай Валуев и член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы РФ Сергей Вострецов .
Проект изменений предполагает освобождение от налога на прибыль и возвратного НДС на объем продуктов (кроме алкоголя), переданный предприятиями на благотворительность. Таким образом, в случае принятия поправок производители и магазины смогут передавать остатки нераспроданных товаров на благотворительность без выплаты налогов и заниматься фудшерингом свободно.
С. Вострецов рассказал о поправках: «То, о чем мы говорим называется рачительным отношением. Весь цивилизованный мир идет по этому пути. У нас в стране 18 миллион человек нуждаются, и мы должны им помочь. Что нам мешает? Причин несколько. Первая – налоги, поэтому пошла речь о внесении изменений в законодательство. Вторая проблема – экологическая, и законопроект о контроле за утилизацией уже в разработке. Поэтому первый шаг сделан, мы будем работать дальше».
Как уточнил Н. Валуев поправки дадут участникам рынка тот инструмент, который позволит им заниматься благотворительностью: «Мы говорим о том, чтобы перестать кошмарить бизнес лишними налогами. Более того, эта инициатива как раз отвечает тем поручениям, которые были озвучены в рамках последнего обращения Президента к федеральному собранию. Поэтому сегодня мы ждем новостей из Правительства».
Документ, призванный внести необходимые поправки к Налоговому кодексу, был внесен в Правительство 27 января 2020 года.
Сейчас из-за несовершенства нынешнего законодательства нераспроданные продукты с действующими сроками годности, абсолютно пригодные к употреблению, компании предпочитают отправить на свалку или утилизировать. Желание поделиться продуктами несет производствам и магазинам дополнительное налоговое бремя, утилизировать выходит на 30-40% выгоднее.
В настоящее время пищевые отходы насчитывают порядка 17 млн тонн в год.
Более того, по словам директора по связям с общественностью ГК «Эколайн» Елены Вишняковой, вопрос не только в том, как строить фудшеринг, но и как препятствовать образованию отходов. В настоящее время пищевые отходы составляют треть всего объема ТКО (порядка 17 млн т). Более того, они загрязняют остальные фракции (картон, пластик и металл), и делают их либо не перерабатываемыми вовсе, либо очень дорогим для переработки: «Как только еда попадает в мусорный бак, она не только получает класс опасности, но и портит все окружающее сырье. Выбрасывать продукты опасно и нерационально».
Пока поправки в Налоговый кодекс не приняты, малоимущим гражданам остается рассчитывать на помощь благотворительных организаций, например на Фонд продовольствия «Русь» - единственный банк еды в России. Его директор Юлиа Назарова рассказала о том, как организована помощь людям, которые выбирают между покупкой лекарств и продуктов питания: «Фонд на протяжении 7 лет выстраивал социальную сеть распределения товарной помощи, сегодня в нее входят десятки церквей, социально ориентированных некоммерческих организаций, государственных учреждений социальной поддержки населения. Мы можем оперативно вывозить продукты и столь же оперативно их раздавать нуждающимся через эту социальную сеть по всей стране. При этом наши партнерские организации ставят на учет каждого благополучателя, удостоверившись в том, что он действительно нуждается в поддержке, а для фиксации еды разработана особая система учета движения каждого килограмма товарной помощи и сбора всей необходимой документации».
Фонд «Русь» ежегодно получает около 6 тыс. т продуктов, что позволяет помогать примерно 150 тысячам человек ежемесячно. По оценкам организации принятие поправок в Налоговый кодекс позволит спасать до 1,2 млн т еды ежегодно, а значит, можно будет накормить все 18,6 млн нуждающихся людей.
В числе главных партнеров фонда – Danone Россия и Coca-Cola HBC Россия. Как сообщила старший менеджер по взаимодействию с органами государственной власти и общественными организациями, Coca-Cola HBC Россия Мария Келембет, в настоящее время ввиду текущего налогового законодательства бизнес должен дополнительно оплачивать 40% налогов при передаче товаров на благотворительность (20% ндс, 20% налог на прибыль): «Это бремя настолько велико, что несмотря на высокие расходы на утилизацию по всем требованиям законодательства (расходы включают себя перевозку товаров, хранение и непосредственно утилизацию): разница между передачей одного и того же товара для нашего бизнеса составляет порядка 28%. Это, к сожалению, ограничивает объёмы помощи, которые мы готовы передавать нуждающимся. В случае принятия законопроекта мы готовы не только в разы увеличивать объёмы передаваемой помощи, но и расширять географию за счет широкой представленности наших заводов и складов готовой продукции по всей территории России».
Альтернативные пути решения проблемы ищут и в компании Danone Россия. За три года компании удалось сократить пищевые отходы почти на треть: с 27,5 тысяч тонн в 2016 году до 20 тысяч тонн, в том числе, благодаря сотрудничеству с банками продовольствия. Компания отдает на благотворительные цели до 650 тонн продукции в год. Как отметил руководитель направления устойчивого развития Danone в России и СНГ Василий Фокин, отмена НДС позволит увеличить этот объем минимум в три раза (до 2 тысяч тонн), а при оптимизации производственно-логистических цепочек - до 9 раз (более чем 5,5 тысяч тонн продукции).
Как уточнил директор департамента по взаимодействию с федеральными органами государственной власти X5 Retail Group Станислав Богданов, стоимость уничтожения одной тонны мусора в Москве и Московской области варьируется от 5 до 30 тыс. рублей. Поэтому в настоящее время в качестве альтернативы фудшерингу в сети магазинов X5 применяют политику дополнительных скидок.
По мнению партнера, руководителя отдела консультирования по вопросам НДС Управления налогообложения PwC в России Владимира Константинова, изменения в законодательстве практически не отразятся на государственной казне: «Передача товаров на фудшеринг осуществляется в незначительных объемах, поэтому сколько-нибудь заметного снижения налоговых поступлений не будет. Ключевой вопрос другой - справедливость налогообложения и общий эффект для социальной защищенности населения. По нашему мнению, необоснованны налоговые затраты не должны быть препятствием для развития фудшеринга, совокупные социальные выгоды от корого крайне велики».
Модератором обсуждения выступила заместитель председателя комитета Деловой России по природопользованию и экологии, координатор проекта «ЭкоХорека» Наталья Беляева.