Содержание разделов:
- Водопользование. Водоотведение
- Лесопользование и землепользование
- Обращение с отходами
- Водные биоресурсы
- Атмосферный воздух
- Плата за НВОС
- Ущерб, экспертиза, охрана окружающей среды
Водопользование. Водоотведение
1. Постановление Правительства РФ от 15.01.2020 N 13 "Об утверждении Правил ведения реестра недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Установлен порядок ведения Росводресурсами реестра недобросовестных водопользователей
В реестр будет включаться информация о водопользователях, права пользования водными объектами которых были принудительно прекращены вследствие нецелевого использования водного объекта или в связи с использованием водного объекта с нарушением законодательства РФ, а также о победителях аукциона на право заключения договора водопользования, уклонившихся от его заключения. Реестр ведется в электронном виде и размещается на официальном сайте Росводресурсов в сети "Интернет". Доступ к реестру предоставляется бесплатно. Водопользователь подлежит включению в реестр в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о наличии оснований для включения в реестр. Информация, содержащаяся в реестре, исключается из него по истечении 2 лет с даты включения или по решению суда.
2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 N 1829 "О внесении изменения в пункт 8 Правил охраны подземных водных объектов"
Расширены водозаборы подземных вод, которые не оборудуются наблюдательными скважинами
Устанавливается, что наблюдательными скважинами для проведения систематических наблюдений за качеством и уровнем подземных вод должны быть оборудованы водозаборы подземных вод на участке недр, предоставленном в пользование, за исключением участка недр местного значения, содержащего подземные воды, а также участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, содержащих подземные воды, объем добычи которых составляет не более 500 куб. метров в сутки.
Ранее не оборудовать наблюдательными скважинами можно было водозаборы с объемом добычи не более 100 куб. метров в сутки.
3. Письмо Росприроднадзора от 18.12.2019 N РН-03-02-32/35663 "О рассмотрении обращения"
Разъяснена необходимость применения правил проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектами водоотведения
Правилами проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.07.2019 N 891) (далее - Правила) определяется порядок проведения инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду организациями, осуществляющими водоотведение, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, отдельные объекты таких систем со сбросом сточных вод в водные объекты.
Централизованные системы водоотведения на основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий" (далее - Критерии) отнесены к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения наилучших доступных технологий, I и II категории в зависимости от объема отводимых сточных вод.
Таким образом, Правила не применяются в отношении инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду объектов, отнесенных в соответствии с Критериями к объектам III категории и не являющихся централизованными системами водоотведения.
Лесопользование и землепользование
1. Федеральный закон от 27.12.2019 N 477-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации"
Усовершенствовано правовое регулирование проведения агролесомелиоративных работ
Это вид мелиорации земель направлен на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв с помощью создания мелиоративных защитных лесных насаждений.
Определено, что к нему относится создание лесных насаждений: на оврагах, балках, песках, берегах рек и других территориях в целях защиты земель от эрозии; по границам земель сельхозназначения и земельных участков, в целях их защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения; по границам пастбищ в целях предотвращения деградации почв.
Правообладатели земельных участков, на которых расположены такие насаждения, обязаны содержать их в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций, и проводить мероприятия по их сохранению. Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года.
2. Постановление Правительства РФ от 06.01.2020 N 3 "О внесении изменений в ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"
Установлены ставки платы за ряд новых лесных ресурсов
В частности, приводятся ставки платы за единицу объема ильма для первого, второго, третьего и четвертого Восточно-Сибирских лесных районов; ставки платы за единицу площади лесного участка, на территории которого осуществляется пантовое оленеводство; ставки платы за предоставление лесного участка, занятого твердолиственными лесами. Кроме того, отменяются коэффициенты к ставкам платы, подлежавшие применению при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий.
3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2019 N 1755 "Об утверждении Правил изменения границ земель, на которых располагаются леса, указанные в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 114 Лесного кодекса Российской Федерации, и определения функциональных зон в лесах, расположенных в лесопарковых зонах"
Актуализирован порядок подготовки проектной документации по изменению границ лесов в лесопарковых и зеленых зонах
Правилами устанавливаются, в числе прочего: требования к содержанию проектной документации;
перечень сведений и документов, подлежащих обязательному включению в состав проектной документации; порядок согласования проектной документации с органами местного самоуправления, Рослесхозом.
Утратившим силу признается Постановление Правительства РФ от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон" с внесенными в него изменениями.
Обращение с отходами
1. Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1727 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в публично-правовую компанию по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"
Проекты по введению в промышленную эксплуатацию мощностей по обработке и утилизации отходов, финансируемые "Российским экологическим оператором", получат федеральное субсидирование
Такие проекты представляют собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование комплексной системы обращения с отходами, в том числе на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов капитального строительства, необходимых для осуществления деятельности в области обращения с отходами.
Субсидия предоставляется "Российскому экологическому оператору" на основании соглашения с Минприроды России. Показатель результативности субсидии - привлечение в проекты, в отношении которых компанией осуществлено финансирование за счет субсидии, частных инвестиций (в том числе в виде собственных и заемных средств) в размере не менее 2,46 рубля на 1 рубль предоставленной субсидии. Результатами ее предоставления являются достигнутые следующие показатели:
1) введены в промышленную эксплуатацию мощности по обработке отходов: в 2020 году - 9,22 млн. тонн; в 2021 году - 21,7 млн. тонн; в 2022 году - 25,55 млн. тонн; в 2023 году - 29,4 млн. тонн; в 2024 году - 37,1 млн. тонн;
2) введены в промышленную эксплуатацию мощности по утилизации отходов: в 2020 году - 6,39 млн. тонн; в 2021 году - 13,9 млн. тонн; в 2022 году - 16,2 млн. тонн; в 2023 году - 18,5 млн. тонн; в 2024 году - 23,1 млн. тонн.
2. Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1738 "О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации"
Минприроды России уполномочено определять состав и сроки размещения информации в государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов.
Из полномочий Министерства исключено утверждение требований к объектам размещения отходов.
3. Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 N 1814 "О разработке, утверждении и корректировке федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами"
Установлен порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами
Федеральная схема включает в себя: сведения об объектах обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО; сведения о планируемых к строительству, реконструкции объектах обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО; баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения ТКО на территории РФ; схему потоков ТКО; сведения о зонах деятельности региональных операторов по обращению с ТКО.
Проект федеральной схемы направляется разработчиком в Минприроды России на согласование. После доработки проект вносится в Правительство РФ и рассматривается на заседании Правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потребления.
Федеральная схема обращения с ТКО утверждается распоряжением Правительства РФ и размещается на официальном сайте Минприроды России для всеобщего и бесплатного доступа. Схема подлежит корректировке по мере необходимости в случае изменения данных о схемах потоков твердых коммунальных отходов, но не реже одного раза в год.
4. Письмо Минприроды России от 11.12.2019 N 19-50/16145-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов в декларации о плате за НВОС начиная с отчета за 2018 год осуществляется либо региональным оператором по обращению с ТКО, либо оператором
Минприроды России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичные положения в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов содержатся и в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Данные положения вступили в силу с 1 января 2016 года.
При этом в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО операторами по обращению с ТКО, региональными операторами по обращению с ТКО за 2016 и 2017 годы не исчислялась и не вносилась.
Таким образом, раздел 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, начиная с отчетного периода по плате за 2018 год, заполняет либо региональный оператор по обращению с ТКО, либо оператор по обращению с ТКО. При заполнении декларации о плате данные лица указывают тот объект размещения отходов, на котором непосредственно размещаются отходы.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджеты бюджетной системы РФ по месту нахождения объекта размещения отходов.
Водные биоресурсы
1. Федеральный закон от 27.12.2019 N 502-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Земельные участки для осуществления товарного рыбоводства будут предоставляться без проведения торгов
В Земельном кодексе РФ теперь закреплено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае его предоставления лицу, осуществляющему товарное рыбоводство на основании договора пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, для указанных целей. Договор аренды заключается на срок действия договора пользования рыбоводным участком.
Определено также, что использовать земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для возведения некапитальных строений для осуществления товарного рыбоводства можно на основании разрешений уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Кроме того, Закон о рыболовстве дополнен статьей об особенностях использования земель для целей рыбоводства. В частности, определено, что для данных целей допускается использование, в том числе земель сельхозназначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры).
2. Постановление Правительства РФ от 19.12.2019 N 1716 "Об утверждении перечня случаев регулирования любительского рыболовства нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации"
С 1 января 2020 года в случаях, установленных Правительством РФ, любительское рыболовство будет регулироваться органами власти регионов по согласованию с Минсельхозом России
К таким случаям относятся: угроза возникновения наступления ЧС природного характера; фактическое изменение сроков нереста и периодов размножения водных биоресурсов, на основании которых правилами любительского рыболовства установлены ограничения любительского рыболовства; изменение гидрохимических показателей и/или гидрологических характеристик водного объекта рыбохозяйственного значения, создающее угрозу сохранению водных биоресурсов, а также жизни и здоровью людей.
3. Приказ Росрыболовства от 13.12.2019 N 684 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в Чудском, Теплом и Псковском озерах, предоставленных Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, применительно к видам квот их добычи (вылова) на 2020 год"
Распределены квоты вылова водных биоресурсов в Чудском, Теплом и Псковском озерах, предоставленных России в районах действия международных договоров на 2020 год
Определены квоты для промышленного и прибрежного рыболовства, а также рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях для сига, ряпушки, корюшки, леща, судака и др.
4. Приказ Минприроды России от 23.12.2019 N 876 "Об утверждении официальной статистической Методологии оценки запасов водных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях и их изменений за год"
Утверждена методология оценки запасов водных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях
Оценка запасов включает в себя информацию о запасах поверхностных вод и запасах подземных вод в натуральном измерении и в стоимостном измерении на конец отчетного года, а также информацию об их изменении за год, в том числе по видам изменений.
Оценке подлежат запасы, которые находятся в пределах водных объектов, находящихся в собственности РФ, доступные для использования, исходя из существующих условий (технологий, научных знаний, экономической инфраструктуры, имеющихся ресурсов и цен).
5. Распоряжение Росрыболовства от 13.12.2019 N 98-р "Об организации рыболовства российскими пользователями в районах регулирования Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК) и Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО) в 2020 году"
Определен порядок организации рыболовства российскими пользователями в Атлантическом океане, в районах регулирования НЕАФК и НАФО в 2020 году
Речь идет о рыболовстве пикши, тупорылого макруруса, желтохвостой камбалы.
Североморскому территориальному управлению Росрыболовства поручено разместить на своем сайте объявления:
- о подготовке и заключении на 2020 год договоров пользования водными биоресурсами в целях промышленного рыболовства в районах действия международных договоров;
- о начале приема заявлений на оформление и выдачу разрешений российским пользователям для осуществления такого промышленного рыболовства в 2020 году.
Атмосферный воздух
1. Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 N 1792 "Об утверждении требований к перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха на каждой территории эксперимента по квотированию выбросов на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха"
Установлены требования к перечню мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в городах - участниках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
Постановление определяет требования к утверждаемому органами исполнительной власти субъектов РФ перечню компенсационных мероприятий, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита при проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.
Устанавливается круг задач, на решение которых должны быть направлены мероприятия, включаемые в перечень.
2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 N 1806 "О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита"
Установлен порядок функционирования государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городах - участниках эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ
В информационную систему подлежит включению информация мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
Пользователями информационной системы являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане. Доступ пользователей к информации обеспечивается посредством использования ЕСИА.
3. Приказ Минприроды России от 22.11.2019 N 794 "Об утверждении методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56958).
Утверждены методические рекомендации по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха
Фон определяется по выборке данных из однородных рядов наблюдений на пунктах наблюдений за пятилетний период. Первичной информацией для определения фона являются результаты измерений разовых (за 20 - 30 минут) концентраций загрязняющих веществ. Общий объем выборки из ряда разовых концентраций при непрерывных наблюдениях составляет не менее 14000 значений, при дискретных наблюдениях составляет не менее 800 значений.
Значение фона также определяется для населенных пунктов, где наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха выполняются в течение 5 лет ежегодно в разных пунктах наблюдений по сокращенной программе и количество используемых данных наблюдений за год составляет более 200 значений.
4. Приказ Минприроды России от 27.11.2019 N 804. "Об утверждении методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха". (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56957).
Установлен порядок расчета величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от совокупности передвижных источников, движущихся по автодорогам
В качестве исходных данных для расчета максимальных разовых и валовых (годовых) выбросов от транспортных средств используются результаты натурных обследований состава по типам транспортных средств и интенсивности движения автотранспортных потоков с учетом категории автодорог и типов транспортных средств. Для проектируемых автодорог используются данные о структуре и интенсивности движения транспортных средств в соответствии с проектной документацией.
Приводятся рекомендации по: организации и проведению натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортных потоков; расчету выбросов автотранспортных средств; определению валовых (годовых) выбросов от автотранспортных потоков.
5. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 N 811. "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий". (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56960).
С 27 июня 2020 года вводятся требования к мероприятиям по уменьшению выбросов в период неблагоприятных погодных явлений
Устанавливается, что хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрабатывают мероприятия по уменьшению выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ) с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Также приводится рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов.
6. Приказ Минприроды России от 29.11.2019 N 813. "Об утверждении правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию". (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56955).
Определен порядок расчета загрязнения атмосферного воздуха в целях охраны атмосферного воздуха
Установлены, в числе прочего: порядок сбора информации, необходимой для проведения сводных расчетов; порядок организации работ по проведению сводных расчетов; требования к содержанию общегородского банка данных о выбросах; порядок расчета концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; рекомендации по присвоению кодов участкам автодорог и другим объектам города.
7. Приказ Минприроды России от 29.11.2019 N 814"Об утверждении правил квотирования выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56956).
Утверждены правила установления квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Установлены: приоритеты при определении допустимых вкладов в концентрацию загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; порядок определения контрольных точек для квотирования выбросов; механизм расчета допустимых вкладов в концентрацию в точках квотирования; порядок установления квот выбросов.
Плата за НВОС
1. Федеральный закон от 27.12.2019 N 450-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
С 1 января 2020 года изменяется порядок внесения квартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Устанавливается, что лица, обязанные вносить плату за НВОС, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС, за которое взимается плата:
- в размере 1/4 суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год;
- в размере 1/4 суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых сбросов (выбросов), временно разрешенных сбросов (выбросов), лимитов на размещение отходов;
- в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Выбранный способ определения квартального авансового платежа указывается лицами, обязанными вносить плату, в составе декларации о плате за НВОС.
Федеральным законом также вводится новый вид утилизации - "энергетическая утилизация", под которой понимается использование ТКО в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах переработки.
Кроме того, устанавливается, что средства, полученные за счет взимания экологического сбора, используются исключительно для утилизации отходов от использования товаров.
2. Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 N 1904 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255"
С 1 января 2020 года изменяется формула исчисления платы при превышении лимитов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ
Формула подлежит применению при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля для объектов III категории.
Кроме того:
устанавливаются особенности расчета размера платы за НВОС для лиц, осуществляющих деятельность на объектах III категории, в отношении выбросов загрязняющих веществ и сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, а также для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории;
определяется порядок расчета размера платы за НВОС при отсутствии разрешений или непредставлении отчетности;
уточняется порядок расчета платы за НВОС в пределах разрешений;
устанавливается формула расчета платы за размещение ТКО лицом, обязанным вносить такую плату;
корректируется порядок расчета размера платы при превышении установленных лимитов;
устанавливается порядок учета затрат на осуществление мероприятий по снижению НВОС при расчете размера платы при сбросах загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов.
3. Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 N 39 "О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду"
На 2020 год установлены ставки платы за НВОС и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух
В 2020 году применяются:
ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах", установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,08;
ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля, составляющая 61 рубль за тонну.
Постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.
4. Письмо Минприроды России от 11.12.2019 N 19-50/16145-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду"
Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов в декларации о плате за НВОС начиная с отчета за 2018 год осуществляется либо региональным оператором по обращению с ТКО, либо оператором
Минприроды России напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичные положения в части внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов содержатся и в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Данные положения вступили в силу с 1 января 2016 года.
При этом в связи с принятием Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО операторами по обращению с ТКО, региональными операторами по обращению с ТКО за 2016 и 2017 годы не исчислялась и не вносилась.
Таким образом, раздел 3.1 "Расчет суммы платы за размещение твердых коммунальных отходов" декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, начиная с отчетного периода по плате за 2018 год, заполняет либо региональный оператор по обращению с ТКО, либо оператор по обращению с ТКО. При заполнении декларации о плате данные лица указывают тот объект размещения отходов, на котором непосредственно размещаются отходы.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду вносится в бюджеты бюджетной системы РФ по месту нахождения объекта размещения отходов.
5. Информация Минприроды России "О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год"
Срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год истекает 1 марта 2020 г.; срок подачи декларации о плате - 10 марта 2020 г.
При исчислении платы необходимо пользоваться новой редакцией Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (в редакции от 27.12.2019).
За отчетный период 2019 г. к ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов (за исключением ставки платы за размещение ТКО IV класса опасности (малоопасные)), применяется дополнительный коэффициент 1,04.
Уплата платежей производится по реквизитам территориальных органов Росприроднадзора, на территории которых расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, плательщика.
Ущерб, экспертиза, охрана окружающей среды
1. Федеральный закон от 27.12.2019 N 453-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды"
С 1 января 2020 года сокращается круг объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня
Так, например, государственная экологическая экспертиза федерального уровня не проводится в отношении проектной документация объектов капитального строительства, предполагаемых к строительству, реконструкции в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых расположен объект I категории, если это не повлечет за собой изменения, в том числе в соответствии с проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, областей применения наилучших доступных технологий, качественных и (или) количественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, образуемых и (или) размещаемых отходов.
Федеральным законом также:
устанавливается, что соответствие технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, применяемых на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, наилучшим доступным технологиям определяется при выдаче комплексного экологического разрешения в случае, если не требуется утверждение программы повышения экологической эффективности, а также определяется при одобрении проекта программы повышения экологической эффективности;
определяются срок подачи заявки на получение комплексного экологического разрешения и сроки ее рассмотрения, основания для отказа в выдаче такого разрешения, устанавливаются полномочия Правительства РФ по определению порядка рассмотрения указанных заявок;
уточняются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении различных видов деятельности.
2. Постановление Правительства РФ от 25.12.2019 N 1834 "О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
Определены случаи, когда организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляет Минприроды России
Устанавливается, что Минприроды России проводит выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, а также осуществляет организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случаях выявления и оценки объектов накопленного вреда на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне РФ, а также на земельных участках, находящихся в собственности РФ.
3. Письмо Минприроды России от 13.12.2019 N 12-47/31433 "О действии разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды"
Решение о целесообразности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение принимается владельцами объектов III категории НВОС самостоятельно
С 1 января 2019 года вступили в силу изменения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды, предусматривающие применение дифференцированных мер государственного регулирования к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от их категории.
Для объектов III категории Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрен расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ только для высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются временно разрешенные выбросы, сбросы.
С 1 января 2019 года отдельной процедуры утверждения нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов законодательством РФ не предусмотрено.
При этом вступившие в силу с 1 января 2019 года изменения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями,