Андрей Воробьев хочет поменять правила их сбора из-за COVID-19
Как стало известно “Ъ”, губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил правительству РФ создать в стране единую систему сбора и утилизации медицинских и биологических отходов. В рамках подготовленного им законопроекта предлагается выбрать компании, которые получат исключительное право на уничтожение использованных шприцев, медицинских масок, биологических тканей, абортированных плодов, а заодно и пищевых продуктов с истекшим сроком годности. По словам господина Воробьева, это предложение особенно актуально «по причине распространения новой коронавирусной инфекции», его необходимо принять «в возможно короткие сроки». Договоры с новыми игроками рынка отходов придется заключать не только больницам и аптекам, но и ритейлерам.
Губернатор Подмосковья Андрей Воробьев направил председателю правительства РФ Михаилу Мишустину законопроект (есть у “Ъ”), в котором предлагается «урегулировать сферу обращения с медицинскими и биологическими отходами», которые образуются юридическими лицами. Поправки предлагается в «возможно короткие сроки» внести в законы «Об отходах производства и потребления» и «Об основах охраны здоровья граждан».
Сейчас «мусорное» законодательство не распространяется на медицинские и биологические отходы — их сбор, хранение и уничтожение регулируется санитарными правилами. При этом лицензирование, тарифное регулирование и госконтроль за такими отходами не предусмотрены, указывает в сопроводительном письме господин Воробьев. Из-за этого, говорит он, «возникают экологические и эпидемиологические риски в местах их утилизации и размещения», причем «проблема усугубляется по причине распространения новой коронавирусной инфекции».
Губернатор Подмосковья видит выход в создании сети специальных региональных операторов, которые будут отбираться на конкурсной основе сразу на десять лет.
Они станут отвечать за сбор, транспортировку, обеззараживание, утилизацию и размещение медицинских и биологических отходов. Заключать контракты с ними придется не только больницам, аптекам и фармацевтическим компаниям. Новые определения, которые губернатор предлагает закрепить в законодательстве, неожиданно делают поставщиками «биологических отходов» и представителей розничной торговли. Так, к биологическим отходам подмосковные чиновники предлагают относить не только «органы животных и людей, трупы животных, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты», но и все виды пищевых продуктов, продукции и сырья животного происхождения, которые «утратили потребительские свойства в том числе из-за истекшего срока годности». Проще говоря, в случае одобрения правительством инициативы подмосковного губернатора российскому ритейлу придется оплачивать услуги новых компаний по вывозу и уничтожению просрочки.
Региональным операторам придется получить специальную лицензию и работать по регулируемым ценам и тарифам. В свою очередь, региональные чиновники должны утвердить для них инвестиционные программы, а также территориальные схемы. Эти документы будут регулировать весь путь медицинских и биологических отходов — от мест их появления до предприятий по утилизации. Интересно, что эта система практически полностью повторяет схему обращения с обычным коммунальным мусором.
С 2019 года почти во всех субъектах работают региональные операторы, которые заключили договоры непосредственно с компаниями и предприятиями, образующими бытовые отходов.
В каждом регионе есть своя территориальная схема, которая регулирует обращение с коммунальным мусором.
Законопроект господина Воробьева предлагает создать «Государственную информационную систему учета медицинских и биологических отходов», а ее оператором назначить Минприроды РФ. Новым компаниям нельзя будет собирать биологические отходы только в эпизоотических очагах — местах, где существует угроза передачи опасных инфекций. Эти полномочия предлагается оставить у ветеринарной службы РФ.
По замыслу разработчиков, закон должен вступить в силу с 1 января 2026 года. Но до 1 июля 2021 года компании, которые занимаются сбором, транспортированием и утилизацией медицинских и биологических отходов, должны получить лицензии.
Все опрошенные “Ъ” эксперты признают наличие в стране проблемы с медицинским мусором. Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов говорит, что в стране просто нет объективной информации об объеме таких отходов.
По примерной оценке опрошенных “Ъ” специалистов, ежегодно в России у юридических лиц образуется от 600 тыс. до 1 млн. тонн медицинских отходов. Это составляет 1,4% от ежегодного объема бытового мусора (70 млн тонн).
В медицинских учреждениях они действительно строго сортируются в соответствии с санитарными правилами и размещаются в отдельные контейнеры, говорит зампред комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева. «Все очень жестко, но ровно до тех пор, пока этот мусор не отдается компании, которая выиграла договор на его вывоз, предложив меньшую цену,— поясняет госпожа Беляева.— А что с ним дальше происходит, почти неясно. Обычно такие отходы сжигаются в простых инсинераторах за смешные деньги, либо эти компании вываливают все в мешках в баки с обычным мусором». В 2011 году было отменено обязательное лицензирование деятельности по вывозу и утилизации медицинского мусора. Как отмечают эксперты, после этого на рынок пришло много компаний, которые не имеют необходимых условий для обеззараживания медицинских отходов.
Александр Климов из Национальной экологической компании (занимается утилизацией фармацевтических отходов) говорит, что у крупных добросовестных игроков есть все необходимое «Все не настолько страшно, как говорят,— уверяет он.— Основные заказчики услуги — государственные больницы, которые разыгрывают контракты через конкурсы. В документации на госзакупках указывается, что как именно утилизировать или где разместить этот мусор».
Еще одна проблема, говорят эксперты, связана с низкой стоимостью контракта на утилизацию медотходов: в регионах начальная цена 50–80 руб. за 1 кг, или 300 руб. за 1 кубометр.
Отметим, больницы услуги по вывозу такого мусора оплачивают из Фонда обязательного медицинского страхования или регионального бюджета.
Исполнительный директор ассоциации организаций, операторов и специалистов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин не видит необходимости в создании новой системы. По его мнению, компании, которые забирают обычный мусор у больниц и поликлиник, вполне могли бы забирать еще и медотходы. «Для нас это был бы дополнительный доход, который бы помог сдерживать цену на вывоз обычного мусора»,— говорит он.
Александр Климов считает, что остро проблема стоит только в Москве и Подмосковье. По его мнению, остальные субъекты просто не производят значительного объема такого мусора и поэтому не нуждаются в специальных региональных операторах. По мнению господина Климова, расходы на внедрение такой системы неизбежно лягут на потребителей, в том числе из-за роста цен у ритейлеров. С ним соглашается Наталья Беляева из «Деловой России»: создание новых отдельных территориальных схем и заключение контрактов с региональным оператором могут обойтись субъекту в «десятки миллиардов рублей».
«Медицинских отходов не так много по объему, однако они разнообразны по своему составу: есть просроченные таблетки и блистеры, а есть инфицированные шприцы, радиоактивные отходы из рентген-кабинетов,— говорит Владимир Бурматов.— Поэтому эта сфера так долго не была отрегулирована — каждый вид этого мусора требует особенной утилизации и обращения. Не могу представить, чтобы в каждом регионе появился региональный оператор, который обладал всем набором компетенций и лицензий по утилизации всех видов отходов». Депутат не сомневается, что законопроект подмосковного правительства получит отрицательное заключение Белого дома и не будет принят в таком виде. «Но хорошо, что эта тема поднимается. Может, он станет катализатором для всех, покажет, что эту проблему надо решать быстро, но комплексно»,— говорит он.
«Просроченные лекарства, блистеры, шприцы, медицинские маски, перчатки, которые сейчас практически стали аксессуаром каждого дня, по логике этого закона не считаются медицинскими отходами,— говорит госпожа Беляева.— А ведь они образуются в больших количествах и выбрасываются в мусоропроводы и обычные баки для отходов». Она обращает внимание, что законопроект касается только юридических лиц и никак не решает проблему сбора и утилизации отходов от населения.
В аптечной сети «Ригла» воздержались от комментариев, как и в сети частных лечебно-профилактических клиник «Медси». Административный директор лаборатории «Гемотест» Сергей Шумаров предполагает, что, если региональному оператору не хватит мощностей для вывоза, обезвреживания и утилизации особых видов отходов, он отдаст часть процессов на субподряд, скорее всего, тем же организациям, с которыми сейчас медучреждения работают напрямую. «Увеличение цепочки посредников приведет к росту цен для аптек, больниц, клиник, а значит, и для конечных потребителей медуслуг,— говорит он.— Необходимость подстраиваться под правила работы монополиста — регионального оператора — неминуемо приведет к увеличению обязанностей медпредприятий и, самое главное, к отсутствию здоровой конкуренции на рынке услуг по медицинским отходам».
В Ассоциации компаний розничной торговли (включает X5 Retail Group, «Магнит», Auchan и пр.) “Ъ” заявили, что с ними эта инициатива не обсуждалась. «На наш взгляд, это серьезный вопрос, он касается большого количества предприятий ритейла и особенно в текущих условиях требует тщательной проработки с привлечением отраслевой экспертизы»,— полагают там.
В аппаратах вице-премьеров Виктории Абрамченко и Татьяны Голиковой воздержались от комментариев.
В Минприроды “Ъ” завили, что о «понимании» необходимости «гармонизировать законодательство» в сфере медицинских отходов есть у всех ведомств.
«Роспотребнадзор по поручению правительства РФ этим уже занимается и является ведущим звеном. Только после того, как запишут алгоритм действия с медицинскими отходами (определение класса опасности медотходов, специфики обработки и т. д.), процесс будет рабочим и в цепочку будут включаться регоператоры»,— сообщили в ведомстве. В Роспотребнадзоре заявили “Ъ”, что ведомству «пока нечего сказать». “Ъ” отправил запросы в Минздрав с просьбой дать оценку этому законопроекту.
Необходимость совершенствования законодательства по обращению с медицинскими отходами обсуждается уже не первый год. В своем письме губернатор Подмосковья сообщает, что аналогичная инициатива была разработана еще в 2019 году, однако документ натолкнулся на разногласия в профильных ведомствах. Сейчас правовое регулирование в этом вопросе осуществляют Министерство здравоохранения РФ при участи Роспотребнадзора.
Как пояснили “Ъ” в пресс-службе минэкологии Подмосковья, основные разногласия у ведомств вызывала фигура регионального оператора, появление которого должно привести к увеличению затрат медицинских учреждений.
Чтобы избежать этой проблемы, дополняют там, правительство Подмосковья предлагает ввести региональный стандарт по обращению с медицинскими биологическими отходами, выбрать в соответствии с ним регионального оператора, построить за счет инвестора заводы по обезвреживанию медотходов и предусмотреть субсидии государственным муниципальным организациям здравоохранения на эти цели. «В зависимости от стандарта, утвержденного субъектом, будут понятны величина инвестиций регионального оператора и размер субсидий субъекта РФ,— объясняют в пресс-службе минэкологии.— В предыдущей версии законопроекта просто появлялся региональный оператор, а вопрос финансирования — тарифа, утвержденного для регионального оператора,— никак не решался. Поэтому Минздрав опасался дополнительных расходов, которые могли лечь на фонды обязательного медицинского страхования, но теперь этот вопрос решен».
Анна Васильева