В распоряжении “Ъ” оказалась «дорожная карта» построения системы раздельного сбора коммунальных отходов, разногласия по которой вице-премьеру Виктории Абрамченко пришлось снимать в ручном режиме. Согласно документу, в российском законодательстве появится определение вторичных ресурсов, а юрлица и граждане, которые будут вовлечены в их оборот, получат налоговые стимулы и льготы. К эксперименту по раздельному сбору готовы присоединиться 24 региона. Сбора, как неоднократно отмечали участники рынка, недоставало для построения полноценной перерабатывающей отрасли. Впрочем, пока непонятно, какая доля и какого вторсырья будет сжигаться.
С плана мероприятий по раздельному сбору твердых коммунальных отходов (ТКО) в прошедшую пятницу на совещании у вице-премьера Виктории Абрамченко, ответственной за экологическую политику, были сняты все разногласия заинтересованных ведомств. Документ готовился Минприроды по январскому поручению президента и содержит три блока — устранение правовых препон для построения системы раздельного сбора, экономическое стимулирование граждан и компаний, занятых раздельным сбором и переработкой ТКО, а также популяризация раздельного сбора.
Так, к первому кварталу 2021 года должен появиться проект поправок к базовому закону об отходах, определяющий правовые основы обращения с вторсырьем, включая введение понятия «вторичные ресурсы» и требований к их обращению. К тому же времени должен появиться и проект поправок к Налоговому кодексу о налоговом стимулировании сбора и переработки вторичных ресурсов. Предполагается освободить от НДФЛ граждан, получивших доходы от их продажи, от НДС — операции с «вторсырьем», от налога на прибыль — доходы от его продажи и от налога на имущество — объекты обработки и утилизации.
Уже в конце 2020 года постановлениями правительства должны быть определены механизмы снижения платы граждан за раздельный сбор, вплоть до полного исключения из нее платы за утилизацию вторичных ресурсов, собираемых раздельно.
Обсуждается, что в новой застройке мусоропроводов не будет совсем, а места раздельного сбора должны быть включены в госреестр и стать частью федеральной схемы управления ТКО, в которой в третьем квартале 2020 года должны появиться все мощности по обработке и утилизации вторичных ресурсов (подробнее см. “Ъ” от 21 мая). В нее же должна попасть информация о заготовителях и региональных операторах, объемах сдаваемого и направляемого на обработку и утилизацию вторсырья и объем ресурсов, вовлеченных во вторичный оборот.
Хотя потенциал отрасли переработки ТКО оценивается в $1,5–2 млрд, в 2016 году вся отрасль управления отходами экспертами Высшей школы экономики оценивалась в $1,4 млрд. Как уже писал “Ъ”, Виктория Абрамченко добивается от исполнителей системного видения отрасли, которое должно объединить программы компаний в части самостоятельной реализации расширенной ответственности производителей, розничных сетей и импортеров, федеральную схему обращения с ТКО и планы внедрения раздельного сбора — он «может стать первым этапом реализации нового механизма расширенной ответственности производителей»,— полагают в аппарате вице-премьера.
Предполагается, что эксперимент по раздельному сбору будет проведен в 24 регионах и вход в этот список открыт.
Москвы в списке пока не обнаруживается, хотя столичные власти заявляли о намерении провести такой эксперимент в городе. Не обнаруживается в нем и Московской области, Ленинградской области, а также Татарстана, где власти вместе с дочерней компанией «РТ-Инвест» намериваются строить мусоросжигательные заводы, производство энергии которыми законодательно приравнено к переработке отходов. На сегодняшний день федеральная схема содержит 148 предприятий по сжиганию ТКО общей мощностью 4,3 млн тонн в год (всего в РФ образуется порядка 70 млн тонн ТКО в год).
Хотя вице-премьер ставит перед исполнителями задачу скорректировать ценообразование в сфере обращения с ТКО, правила обращения коммерческого учета и предоставление коммунальных скидок так, чтобы это способствовало снижению платежей потребителей при раздельном сборе отходов, в регионах, где будет развиваться сжигание, в силу исключительной дороговизны этого подхода реализовать ее будет непросто, если, конечно, не переложить все издержки на бюджет или промышленных потребителей тепла и электричества. Механизмов контроля гражданами методов утилизации собранных ими раздельно отходов пока тоже не предусмотрено.
Алексей Шаповалов