Сведения из обобщенной практики контрольно-надзорной деятельности Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора.
Государственный земельный надзор осуществляется Росприроднадзором в рамках федерального государственного экологического надзора в соответствии со статьей 71 Земельного кодекса Российской Федерации и Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1.
Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Как осуществляется надзор
Государственный земельный надзор осуществляется посредством:
- организации и проведения проверок;
- принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
- систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства, проведения анализа и прогнозирования состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Что проверяют
Предметом проверок является соблюдение в отношении объектов земельных отношений природопользователями требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Проверки проводятся на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на указанных объектах с использованием земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения.
Росприроднадзор осуществляет федеральный государственный земельный надзор за соблюдением:
- обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Причины правонарушений
По результатам анализа материалов дел установлено, что указанное правонарушение зачастую происходит в следствие:
- несанкционированного размещения отходов производства и потребления;
- аварийных ситуаций, приводящих к загрязнению окружающей среды нефтепродуктами;
- сбросов неочищенных сточных вод на рельеф местности.
Мероприятия по устранению нарушений
Для максимально эффективной работы по предотвращению нарушения требований природоохранного законодательства:
- необходимы разработка и внедрение системы переработки и хранения отходов производства и потребления, включающей в себя строительство новых и модернизацию уже действующих мусороперерабатывающих заводов и ввод в эксплуатацию новых объектов размещения твердых коммунальных отходов;
- с целью снижения аварийных случаев нефтеразливов требуется обновление устаревшего трубопроводного парка, а также усиление контроля со стороны юридического лица, индивидуального предпринимателя за вверенными ему объектами инфраструктуры, для предотвращения несанкционированных врезок со стороны третьих лиц;
- для предотвращения загрязнения земель сбросами с предприятий необходима модернизация систем водоочистки сточных вод, а так же (на предприятиях, территориально удаленных от водных объектов) разработка и внедрение системы водоотведения.