Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила разработать меры, которые обяжут владельцев мусорных полигонов оплачивать их рекультивацию. Бизнес готов учитывать эти расходы в своих тарифах, но власти такой подход не поддерживают
Вице-премьер Виктория Абрамченко, которая курирует в правительстве экологию, 17 декабря поручила Минприроды, Росприроднадзору и Российскому экологическому оператору (РЭО) представить предложения по созданию механизмов, обеспечивающих проведение работ по рекультивации мусорных полигонов и свалок «за счет средств владельцев полигонов».
Это следует из протокола совещания под руководством вице-премьера. У РБК есть копия протокола, его подлинность подтвердила представитель Абрамченко Марта Галичева. Предложения должны быть направлены к 3 февраля.
Представители Минприроды и Росприроднадзора не ответили на запросы РБК на момент публикации.
Как государство предлагает ликвидировать полигоны
По словам Галичевой, ведомствам необходимо проработать правовые конструкции и модели, при которых будет возможно возложить ответственность за рекультивацию полигонов на их владельцев. В числе прочих могут быть проработаны меры стимулирования и поддержки.
«Зачастую бизнес заинтересован в своих площадках до тех пор, пока они приносят прибыль. Финансирование же рекультивации происходит за счет бюджета, — объясняет представитель Абрамченко. — Пока государство ликвидирует вред, который существенно влияет на качество жизни населения, появляются новые площадки, которые впоследствии бросаются и опять рекультивируются за счет государства. Почему эту работу должны оплачивать граждане?»
Галичева считает, что модель рекультивации полигонов будет похожа на ту, которая предусмотрена для владельцев промышленных объектов накопленного экологического вреда: «Намусорил — убери за собой». «У нас с командой уже появился такой термин, как «генеральная уборка страны», — говорила Абрамченко в интервью РБК в сентябре 2020-го. — Нужно сделать «уборку» накопленных отходов, меньше мусорить и сортировать весь мусор с извлечением полезных фракций. Для этого нужно построить мощности по сортировке и утилизации отходов, а захоронение [в земле] «хвостов», которые остаются после этого, должно сократиться в два раза».