Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова
Вопрос:
На основании Приказа Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» сотрудники сдают спецодежду на склад, соответственно будет накапливаться отход, но по факту никто не сдает на склад СИЗ и фактически отхода нет.
Если из года в год в 2-ТП (отходы) и журналах учета отходов будет стоять 0 т/год, то это будет поводом для проверки РПН (сколько купили, списали СИЗ и сколько должно быть образовано отхода), т.к. отход обязан быть?
Паспорт на спецодежду IV класс.
Ответ:
Во-первых, Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (ред. от 12.01.2015) не содержит положения о том, что! списанные! СИЗ должны в обязательном порядке централизованно собираться. Разумеется, что какие-то средства индивидуальной защиты не выдаются работнику персонально, например противогазы, и хранятся централизованно, это отдельная тема, но если речь идет о спецодежде и спецобуви, то вполне широко распространенная практика, когда это все остается у сотрудников.
Во-вторых, приказ Минздравсоцразвития России не может ограничивать права граждан и юридических лиц в свободе распоряжения своим имуществом, закрепленные в Гражданском кодексе и Конституции РФ.
В-третьих, есть Письмо Минфина России от 09.07.2013 N 03−07−11/26 420, согласно которому если работником по согласованию с организацией спецодежда не возвращается, то право собственности на спецодежду переходит к работнику, а согласно положениям Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ст. 209, 218) собственник сам может распоряжаться своей собственностью, в т. ч. использовать ее по своему усмотрению и не считать отходом.
Для того, чтобы упорядочить обращение со спецодеждой и минимизировать риски Вам необходимо задокументировать (приказ, коллективный договор и .д.), что спецодежда, после окончания нормативного срока, остается у работника и используется им по собственному усмотрению.
При этом необходимо учитывать, что здесь возникают определенные налоговые риски, потому что при безвозмездной передаче (дарении) имущества (материалов, товаров, продукции, объектов основных средств и т. п.) необходимо начислить НДС, при получении «дара» одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества (имущественных прав), доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, к тому же часто ФНС позиционирует «дары» предприятия сотруднику отплатой труда в натуральной форме, что уже подлежит обложению страховыми взносами.
Понятно, что спецодежда бывшая в употреблении не такой уж «богатый дар», но надо все эти вопросы бухгалтерского учета и налогообложения прояснить со своими коллегами бухгалтерами и юристами, скорее всего с консультацией в ФНС.
Либо организовать централизованный сбор спецодежды как отходов, назначить персональную ответственность работников за сдачу спецодежды при получении нового комплекта, вести непрерывный учет поступающих отходов, иметь паспорт и договор со специализированной организацией на дальнейшее обращение с данной спецодеждой как с отходом и показывать соответствующее движение в отчетной документации.
В противном случае, разумеется, есть вероятность административного расследования в целях выяснения причин отсутствия фактических данных по отходам спецодежды.