Вопрос:
Согласно постановлению 644 план снижения сбросов необходимо разработать и согласовать в течение 90 календарных дней. Какая ответственность предусмотрена за нарушение данного срока?
Абонент направил план снижения сбросов в организацию водоснабжения и водоотведения, ответ (отказ в согласовании) получили только спустя 25 рабочих дней. Считается ли данный план согласованным? Если да то в каком виде направлять в контролирующий орган? Ведь отметки о согласовании нет.
И что делать если срок 90 дней вышел еще на моменте согласования с организацией ВКХ? Можно ли как-то официально продлить сроки сославшись на какие-либо причины? Организация ВКХ давала нам 1000 причин отказов, каждый раз новые и противоречащие предыдущим. К сожалению все устно, официально отправили только последнее письмо. В контролирующий орган соответственно ничего не направляли (ДПИОСС г. Москвы). Я так понимаю регламента нет по которому контролирующий орган должен согласовывать план.
Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru В.А. Субботинская
Ответ:
Вопрос 1:
Какая ответственность предусмотрена за нарушение данного (90-дневного) срока?
Ответ:
Законодательство не устанавливает специальную ответственность за нарушение 90-дневного срока. Однако необеспеченные разработки, согласования и утверждения плана снижения сбросов в указанный срок, на практике, может выступать причиной обращения организации ВКХ в суд или органы прокуратуры с заявлением, направленным на понуждение абонента ЦСВ, к выполнению соответствующих требований законодательства.
Вместе с тем Правилами устанавлено косвенное последствие необеспечения абонентом разработки, согласования и утверждения плана в установленый срок.
В случае если у абонента по истечении 90 календарных дней со дня уведомления абонента организацией, осуществляющей водоотведение, о наличии оснований для разработки и утверждения плана отсутствует разработанный и утвержденный в установленном порядке план снижения сбросов, организация, осуществляющая водоотведение, в течение 15 календарных дней по истечении указанных сроков информирует об этом соответствующий уполномоченный орган.
Информирование уполномоченного органа является основанием для проведения уполномоченным органом проверки абонента, привлечения его к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если прогнозировать, какую ответственность может применить надзорный орган (учитывая, что специальной ответственности не установлено), это может быть:
1) "универсальная" ст. 8.1 КоАП РФ;
2) [гипотетически] ст. 8.15 КоАП РФ [нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств] - на практике применяется к абонентам ЦСВ, допускающим нарушение требований к отведению сточных вод в ЦСВ.
Вопрос 2:
Абонент направил план снижения сбросов в организацию водоснабжения и водоотведения, ответ (отказ в согласовании) получили только спустя 25 рабочих дней. Считается ли данный план согласованным? Если да то в каком виде направлять в контролирующий орган?
Ответ:
На основании п. 186 Правил:
организация, осуществляющая водоотведение, рассматривает план снижения сбросов в течение 20 рабочих дней со дня его получения и принимает решение о его согласовании или об обоснованном отказе в его согласовании и уведомляет о принятом решении абонента (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения абонентом уведомления) с возвращением абоненту подлинного экземпляра плана снижения сбросов.
В случае если по истечении 20 рабочих дней со дня получения плана снижения сбросов организация, осуществляющая водоотведение, не направила абоненту уведомление о согласовании или об отказе в согласовании плана снижения сбросов, такой план считается согласованным организацией, осуществляющей водоотведение.
При этом в случае, если организация ВКХ не направила абоненту уведомление о согласовании или об отказе в согласовании плана снижения сбросов по истечении 20 рабочих дней со дня получения плана снижения сбросов, такой план считается согласованным вне зависимости от каких-либо отметок о согласовании.
Таким образом Правила устанавливаю некоторые гарантии защиты интересов абонентов ЦСВ, в том числе связанных с соблюдением 90-дневного срока.
Учитывая, что организация ВКХ не направила абоненту уведомление в отведенный срок, строго формально, в уполномоченный орган направляется план снижения сбросов, который считается согласованным по истечении 20 рабочих дней (т.е. план в первоначальном виде).
Есть и другой путь - пытаться устранить замечания и повторно направить на согласование в организацию ВКХ.
Вопрос 3:
И что делать если срок 90 дней вышел еще на моменте согласования с организацией ВКХ? Можно ли как-то официально продлить сроки сославшись на какие-либо причины?
Ответ:
К сожалению, Правила не предусматривает какие-либо основания для продления отведенного срока, однако учитывая отсутствие установленных негативных правовых последствий нарушения данного срока, целесообразно продолжать попытки согласования плана снижения сбросов в соответствии с установленным порядком.
Дополнительно Вы отмечаете:
Организация ВКХ давала нам 1000 причин отказов, каждый раз новые и противоречащие предыдущим. К сожалению все устно, официально отправили только последнее письмо. В контролирующий орган соответственно ничего не направляли (ДПИОСС г. Москвы). Я так понимаю регламента нет по которому контролирующий орган должен согласовывать план.
Комментарий:
Берем за основу тот факт, что:
1) организация ВКХ нарушила отведенные срок для согласования плана и план (учитывая исходные данные) уже считается согласованным, а значит, возможно попробовать согласовать такой план в уполномоченном органе;
2) существует исчерпывающий перечень оснований для отказа в согласовании плана снижения сбросов и установленный порядок устранения замечаний.
Целесообразно оценить правомерность отказа с учетом п. 189 Правил.
Действительно, регламента нет. Однако это не является препятствием для согласования плана уполномоченным органом, так как:
- требования к содержанию планов снижения сбросов определены XIV разделом Правил;
- также установлена довольно подробная процедура (поэтапно) согласования планов;
- Правилами предусмотрены исчерпывающий перечень основания для отказа в согласовании планов и общие требования к устранению замечаний.
В случае если порядок согласования плана нарушается со стороны организации, осуществляющей водоотведение, или уполномоченного надзорного органа, целесообразно оспаривать подобные нарушения в судебном порядке.
Надеюсь, я смогла ответить на все Ваши вопросы. Если необходимо, могу дать дополнительные комментарии.