Решим ваши проблемы за 60 минут!
+7 (8212) 4000-20
Работаем с 9:00 до 17:00 по будням

Обращение с органическим удобрением на основе помета

30.07.2021 11:30:12
Вопрос:
Как минимально снизить штрафы.

Помет перерабатываем в органическое удобрение, есть ТУ, ТР и сертификат, протокол исследования получаемого органического удобрения.

По факту у нас берут сельскохозяйствеенники удобрение, но у нас нет лицензии, поэтому нас могут оштрафовать.

Можно ли вносить органическое удобрение в собственные поля и делать акты о внесении этих удобрений? Если поля просто пока пустуют или мы обязательно должны их засеять?

Отвечает эксперт сайта ecovopros.ru Н.В. Бирюкова

Ответ: Если кратко, то в целях снижения рисков, если у Вас нет лицензии, значит ни в Ваших ТУ, ни в ТР, ни в какой-либо внутренней документации не должно идти речи о помете как об отходах, вместе с тем Вами должны быть выявлены и выполнены все требования и рекомендации, предусмотренные как для организации непосредственного производства данного удобрения, как и к самому удобрению, а если планируете самостоятельно его использовать, то и требования по использованию данного удобрения, руководствуясь при этом общей целью - Ваши действия не должны нанести вреда ни людям, ни окружающей среде.

К сожалению, в условиях сложившегося законотворчества и правоприменительной практики сложно свести риск к нулю, не прибегая к лицензированию деятельности по обращению с отходами.

Более подробно.

Несмотря на то, что Минприроды, и Минсельхоз неоднократно высказывались при каких условиях навоз, помет не считаются отходами (Письмо Минприроды России от 5 мая 2016 г. N 04-12-27/9376, Письмо Минсельхоза России от 11.08.2016 N ВА-14-27/8782, Письмо Минсельхоза России от 10 октября 2017 г. N 19/4339, Информация Минприроды России "Позиция Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства" от 19.06.2020.), с введением дифференцированных штрафов по ст. 6.35 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ надзорные органы имеют повышенный интерес к данной теме.

Судебная практика весьма разнообразна и в последнее время судьи чаще склоняются на сторону надзорных органов, учитывая любые упущения со стороны природопользователей (примеры положительных судебных решений: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.06.2020 по делу № А44-4807/2019; Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2020 г. по делу № А63-16558/2019; Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. по делу № А07-21119/2018, примеры отрицательных судебных решений: Арбитражного суда Уральского округа от 12.02.2020 по делу № А60-13545/2019 (Определением Верховного Суда РФ от 27.05.2020 N 309-ЭС20-6698 оставлено без изменения); Решение Арбитражного суда Оренбургской области от 7 февраля 2020 года по делу № А 47-3376/2019; Решение Арбитражного суда Рязанской области от 18 февраля 2020 г. по делу № А54-39/2020).

На основании комплексного анализа норм действующего законодательства, отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Используемый для обогащения почвы азотом и другими элементами питания помет, должен подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов и т.д.

Учитывая, что не так давно Федеральный закон от 28.06.2021 N 221-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес соответствующие изменения в Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в определение агрохимикатов, изложив его в следующей редакции:

агрохимикаты - удобрения (минеральные, органические, органо-минеральные, микробиологические), химические мелиоранты, предназначенные для питания растений и регулирования плодородия земель (почв). Не признаются агрохимикатами торф, отходы животноводства и растениеводства, ил, осадки сточных вод, используемые для производства органических и органо-минеральных удобрений, смешанные минеральные удобрения.

Можно надеяться, что не потребуется регистрация производимого Вами удобрения в соответствующем реестре, однозначный вывод не дает сделать упоминание именно отходов животноводства.

В любом случае Вам необходимо в целях минимизации риска выявить все требования, предъявляемые к производству и использованию данных удобрений, проводить внутренний контроль соответствия установленным требованиям и в случае реализации данного удобрения получать добровольное подтверждение соответствия.

Для выявления требований можно обратиться к следующим документам:

- ГОСТ 31461-2012. Межгосударственный стандарт. Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия".

- ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия"

- Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы" (утв. Минсельхозпродом России 04.08.1997 N 13-7-2/1027)

- СП 469.1325800.2019. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила эксплуатации.

- СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования.

- ИТС 42-2017. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы

- ГОСТ Р 113.15.01-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекомендации по обработке, утилизации и обезвреживанию органических отходов сельскохозяйственного производства.

- ГОСТ Р 113.42.01-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Интенсивное разведение сельскохозяйственной птицы. Рекомендации по производственному экологическому контролю

- РД-АПК 1.10.15.02-17*. Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета.

- РД-АПК 3.10.15.01-17. Система нормативных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендации, методические рекомендации. Методические рекомендации по проектированию систем удаления, обработки, обеззараживания, хранения и утилизации навоза и помета.

- РД-АПК 3.10.07.02-14. Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендательные документы. Методическое пособие по ветеринарной экспертизе проектов животноводческих объектов

РД-АПК 1.10.05.04-13. Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Методические рекомендации по технологическому проектированию. Методические рекомендации по технологическому проектированию птицеводческих предприятий

РД-АПК 3.10.07.01-09. Рекомендательные документы. Методические рекомендации по ветеринарной защите животноводческих, птицеводческих и звероводческих объектов

- ГОСТ Р 58138-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические. Методы паразитологического анализа. Методы определения личинок синантропных мух

- ГОСТ Р 54001-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Удобрения органические. Методы гельминтологического анализа

и т.д.

Отмечу, что согласно Ветеринарных правил содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа, утв. Приказом Минсельхоза РФ от 03.04.2006 N 103, Ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утв. Приказом Минсельхоза РФ от 03.04.2006 N 104, обеззараживание в принципе является заключительной стадией технологического процесса удаления помета и не имеет отношение к обращению с отходами в принципе.

Про конкретные требования по обязательному засеиванию полей не подскажу - это надо отдельно изучать, но в любом случае Вам следует иметь ввиду, что если Вы продолжительное время будете вносить на свои поля удобрения и при этом там не будет ничего расти, т.е. потреблять эти удобрения будет некому, что соответственно может привести к превышению концентраций соответствующих веществ в почвах и интерпретироваться надзорными органами как загрязнение почв с расчетом соответствующего ущерба.

Реквизиты компании

ООО «ЧИСТОХОД»

ИНН: 1101140616

КПП: 110101001

ОГРН: 1131101002097

Скачать карту партнёра