Алексей Шаповалов о ходе обсуждения экосбора в правительстве
Можно было надеяться, что разногласия министерств, ответственного вице-премьера Виктории Абрамченко и бизнеса в том, как устроены механизмы реализации обновленной концепции расширенной ответственности производителей и импортеров за отходы, предложенные «Российским экологическим оператором» (ППК РЭО) и Минприроды (см. “Ъ” от 12 июля), заставят последних пересмотреть как минимум самые проблемные. Но нет.
Как рассказали “Ъ” участники рынка, 17 августа на заседании рабочей группы по экологии и природопользованию при правкомиссии по админреформе, где рассматривался законопроект МПР и ППК РЭО (см. “Ъ” от 9 июня), представители ППК (основные разработчики документа) убедительно объяснить участникам заседания, как предложенные новации стимулируют уменьшение образования отходов, сбор и переработку вторсырья, не смогли — возражения рынка остались теми же.
Напомним, наибольшее непонимание у экономического блока правительства и бизнеса вызывают предложенные законопроектом новации, закрепляющие за ППК фактически абсолютную власть за сбором и распределением средств экосбора (его должны платить компании, отказавшиеся от РОП). Среди них — создание фонда, пополняемого экосбором и контролируемого ППК; появление с 2022 года двойного норматива для производителей товаров и упаковки (тем, кто не выполнил 100% норматива утилизации, платеж предложено увеличить вдвое, а тем, кто, например, утилизировал 10% выпущенных товаров и упаковки, оставшиеся 90% также нужно умножить на два); запрет с 2024 года к обороту в РФ товаров и упаковки, не учтенных в создаваемой ППК ГИС, или лишение права бизнеса объединяться в ассоциации непосредственно с целью достижения нормативов утилизации, а в конечном итоге невозможность применения понижающего коэффициента при использовании вторсырья для производства упаковки (в ППК говорят, что не понимают, как это проверить). Из документа по-прежнему неясно, как ППК собирается достичь 100% утилизации отходов (и как будет отвечать за их недостижение), но явно просматривается намерение увеличить поступление экосбора до 13 млрд. руб. и тратить их согласно своим представлениям о том, что такое хорошо.
Ранее, 16 августа, документ не прошел и очного заседания рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере торговли и защиты прав потребителей. Но вместе с этим 30 ассоциаций бизнеса (среди них отраслевые ассоциации — от молочников и кондитеров до виноделов и электронщиков,— а также Ассоциация европейского бизнеса и «Русбренд») написали письмо с критикой законопроекта на имя Виктории Абрамченко. По указанию куратора контрольно-надзорной деятельности и законотворчества в правительстве вице-премьера Дмитрия Григоренко сегодня МПР и ППК должны встретиться с бизнесом и снять противоречия. О результатах этой встречи “Ъ” постарается сообщить.